Статьи

Напишите мне

Contemporary dance – риск быть самим собой. часть I

Современный танец. Далекий от ложной концептуальности и коммерциализации вид искусства, в котором ощущают себя свободными не только зрители, ничем, кроме собственного восприятия не связанные в общении с творчеством современных хореографов, но и сами творческие личности, вольные идти вперед и экспериментировать в поисках своего пути в танце. Contemporary dance – термин объёмный, адекватный сегодняшнему вавилонскому смешению стилей, техник и направлений. В современном танце всё быстро меняется, он постоянно «здесь и сейчас». Эти перемены радуют, так как мы понимаем – лишь в непрестанных переменах творится современное искусство!
Все явления в мире можно разделить на депрессивные и вдохновляющие. Часто кажется, что депрессивных больше. Но это от неумения концентрироваться на хороших новостях. Одна из них – летняя школа современного танца «Цеx`03». Раз в год – летом, проходит событие, которого с нетерпением ждут хореографы, танцовщики и все те, кому небезразличен современный танец. Это мероприятие проходило в Москве в течение двух недель. Атмосфера была исключительно деловая. С девяти утра и до девяти вечера в четырех танцевальных залах проходили мастер-классы с ведущими хореографами и танцовщиками из России, Америки, Западной и Восточной Европы по техникам contemporary dance, модерну, контактной импровизации, восточно-африканскому танцу и хип-хопу. Хореографы и танцовщики из разных стран приезжают с целью обмена опытом, и показать последние достижения в своих направлениях танца. Во время занятий рассматривались темы гравитации, баланса, веса, положения тела в пространстве. География участников была обширна. Со всех уголков России приехали те, кого танец интересует всерьёз, кто стремится создать свой собственный неповторимый, индивидуальный пластический язык.

Александр Пепеляев (Россия) – хореограф и режиссер.

Саша, Вы являетесь артистическим директором Всероссийского объединения театров современного танца. Что представляет собой эта организация? Каковы цели её создания?

Всероссийское объединение театров современного танца - общественная организация, которая не стремится никого организовывать, никого направлять. Это скорее объединение людей-практиков, инициатива которых непосредственно связана с возникновением и развитием театров современного танца.

Для нашего зрителя это новый жанр, и он далеко не всем понятен. Я уверенна, что Вы задумывались над таким вопросом: «Как увлечь обывателя, как привести его в театр, как адаптировать к этой культуре?»

Вы правы, это обсуждалось и на международном уровне тоже. В прошлом году в США была дискуссия по этому поводу. Мне кажется, что специально вести никого не надо. Не нужно, например, для того чтобы привлечь обывателя, рваться на телевидение и организовывать образовательную передачу по современному танцу. Восприятие театра сейчас другое, чем сто лет назад. За последнее десятилетие катастрофически сильно изменился внутренний мир человека. Современный театр соответствует сегодняшним тенденциям коммуникации, восприятия образа, культурных явлений. Прежде всего, это отсутствие пластического и фабульного идеализма, жесткая трезвость взгляда и открытость всему. Следовательно, нужно дать возможность увидеть больше хороших, новых спектаклей, и зритель сам адаптируется. У нас особый зритель. Он многое додумывает сам, не почивая на лаврах чистого созерцания. Современный танец сегодня очень соответствует обществу, которое хочет уйти от постоянных разъяснений и указаний, как жить.

В современном танце, какие существуют стили и какие из них, на Ваш взгляд, наиболее перспективны на сегодняшний день?

Стилей довольно много, но я смотрю на это с точки зрения хореографа театра современного танца. Для меня стиль – это спектакль. В спектакле я могу использовать всё, что угодно. Вполне могу представить и классику, смешанную с детским танцем, и катание на велосипеде, и контактную импровизацию. Не думаю, что в театре танца нужно заниматься одним стилем, пускай даже самым популярным. К примеру, хип-хоп. Его можно использовать, трансформировать, но не строить спектакль на одном стиле. Задача режиссера-хореографа сделать спектакль захватывающим, интересным, чтобы он увлек зрителя. Как он это сделает, один стиль использует или все - это уже процесс творческий.

Как развивается современный танец в России? Какое место занимает Россия в мировом танцевальном контексте?

Развивается, с одной стороны, - бурно, с другой, - нестабильно. Российскому современному танцу не так много лет (пятнадцать максимум), но уже выросло поколение зрителей, к этому танцу привычных и его ждущих. В Европе contemporary уже давно стал массовым, очень популярным видом искусства. Если говорить о масштабах – количестве трупп, спектаклей, фестивалей, то надо признать, что российский современный танец практически неразличим. Возрождение современной хореографии в России вполне естественное явление – результат освобождения от идеологического диктата.

Есть ли будущее в развитии современного танца в России?

Несомненно, есть. Всё больше появляется коллективов, фестивалей и отдельных интересных художников. В современный танец приходят молодые, по-хорошему дерзкие люди, которые умеют мыслить неожиданно. Они уже обладают серьёзным опытом и знаниями. Поэтому будущее, конечно, есть. Но нельзя не сказать о том, что современный танец в России существует в совершенно иных условиях, чем где бы то ни было. Здесь этот вид искусства является частной инициативой тех людей, которые им занимаются. Но если само искусство есть, то условия для его нормального развития практически отсутствуют – нет учебных заведений, нет площадок, ориентированных на показ современной хореографии, нет государственной поддержки. Поэтому поразительно, как при этом появляются новые спектакли, новые имена хореографов и исполнителей. Я думаю, что если Россия хочет быть в общем культурном пространстве, то с положением театра современного танца в России должно что-то меняться.

Что бы Вы посоветовали танцорам, желающим реализовать себя в современном танце?

Я посоветовал бы им сохранять чувство любопытства. Считать, что всегда есть что-то, что неизвестно, что интересно, и стремиться это попробовать. Я думаю, что главное в этом виде искусства, пойти каким то неведомым путём. Это можно назвать любопытством, духом экспериментаторства.

Дарья Бузовкина (Россия) – танцовщица, хореограф.
С сентября 1999 года преподает в Камерном балете «Москва».
С 2001 года ставит самостоятельные работы в проекте «Дарья Абсолют».

Дарья, Вы - танцовщица с большим сценическим опытом, а в последние годы – хореограф - постановщик. Скажите, что для Вас современный танец?

Современный танец для меня - это неограниченные возможности для сценического движения и, на мой взгляд, обширный раздел танцевального мира. Я занималась классической хореографией, джазом и могу сказать, что современный танец даёт наибольшую свободу в танцевальном движении.

В каком направлении современного танца Вы сейчас работаете?

Это называется contemporary dance, что в переводе с английского означает – современный танец. Это то же самое, что и modern только у него другая концепция. Танец модерн изначально – стиль современного танца, сложившийся в США в 30-х - первой половине 50-х. Наиболее значимые технологии и идеи танца модерн сложились в творчестве Марты Грэхем, Чарльза Вейдмана, Доррис Хамфри и ученика последней, Хосе Лимона. Принципиальная открытость и терпимость системы танца модерн к влияниям различных национальных культур, школ, стилей – базовый принцип. Contemporary dance – термин гораздо более объёмный. Он адекватен сегодняшнему вавилонскому смешению кодов, стилей, техник современного танца.

Дарья, при таком многообразии существующих сейчас танцевальных направлений, почему Вы выбрали для себя то, чем занимаетесь сейчас?

Из-за степени свободы. Часто бывает так, что человек стремится к свободе любыми способами. Для себя я выбрала самый удобный, самый интересный путь к свободе движения. Постигая пластическую свободу тела, мы приобретаем свободу ума, внутренних ощущений, эмоций. Лучше узнаются свои внутренние импульсы, потребности. Получается очень многостороннее развитие через тело.

Чем Вы занимаетесь для развития тела, улучшения своей танцевальной формы?

Я занимаюсь йогой, танц. - терапией, техниками Alexander, Pilates, техникой релиза (освобождения). Сейчас заинтересовалась китайской системой tai-chi. Меня интересует всё, что связано со свободой тела.

Какие задачи для себя Вы ставите, работая со своими учениками?

Идея моих занятий – техника современного танца, основанная на релизе (освобождении). Эта техника позволяет лучше узнать своё тело как единый организм и обнаружить ваш внутренний потенциал. А также исследовать новые возможности движения при помощи воображения и некоторого мыслительного процесса, которые могут быть полезны в любом виде танцевальной деятельности.
В начале урока я даю некоторую анатомическую информацию, уделяя внимание суставам, связкам и мышцам, которые крепятся к этим суставам. Затем, помня эту информацию, мы проэцируем её на себя. Таким образом, мы понимаем, что происходит с нашим телом во время танца, движения.

Даша, но это всё выглядит достаточно сложно. К Вам может подойти новичок и сказать: « Зачем всё так углубленно изучать? Давайте не тратить время, встанем и будем танцевать».

Это вопрос внутреннего стремления. Если человек не ищет углубленного понимания своего тела, я не смогу его научить тому, что у меня есть. Тогда он должен предпочесть другую технику. Учитель только тогда сможет научить, если ученик предполагает внутренние работы с собой, понимая, что это дает большой прогресс в развитии. Я даю информацию о внутреннем теле – посыл к тому, как развиваться, как себя исследовать.

Lisa Torun (Швеция) – хореограф, танцовщица, певица.
В детстве обучалась балету, современному танцу, а также оперному пению, игре на скрипке и пианино.
Читает лекции в Coventry University of Performing Arts.
Является арт-директором «Lisa Torun Dance Company».

Лиса, расскажите, что такое современный танец?

Современный танец – это нечто эволюционирующее, имеющее отношение к настоящему времени. В современном танце постоянно изобретаются новые движения, вместо того, чтобы использовать уже существующие комбинации движений, исследуются возможности движения своего тела. Возможно использование и других форм искусства: музыка, скульптура, архитектура, что бы подойти к демонстрации движущегося тела.

Какие существуют стили в современном танце?

Одни хореографы используют традиционные формы движения, восходящие к классическому танцу. Это называли постмодернизмом. Другие используют театральный подход, когда посредством танца рассказывают какую - то историю. Более абстрактный подход - когда человеческое тело является объектом для исследования с технической или с артистической точки зрения. Хореографы используют и окружение, когда архитектура или другие средства искусства вдохновляют движение.

Что Вы можете сказать о развитии современного танца в России?

Первый раз я была в России на фестивале «Цех» в Москве в декабре прошлого года. За пять фестивальных дней я увидела много. В представленных коллективах четко прослеживалась связь с балетными традициями и гимнастическим прошлым танцовщиков. Под гимнастикой я подразумеваю супер гибкость танцовщиков. В Европе не часто такое увидишь.

Что является основой Вашей техники?

Построение тела в пространстве и музыкальность, работа с партнером, пространственная композиция, ритм и персональная интерпретация в соответствии с музыкой (записанные CD или использование голоса).

Что Вы могли бы посоветовать танцорам, желающим реализовать себя в современном танце?

Быть дисциплинированными в отношении своих идей. Исследуйте всё новое, неизведанное не боясь, что вы принадлежите к определённому жанру.
...продолжение следует...

Статья была опубликована в журнале «Звезды над паркетом»
№ 22(144) в ноябре 2003г.
Здесь опубликован сокращенный вариант.

Копирование только с разрешения автора – Елены Беликовой!



Hosted by uCoz