Статьи
Напишите мне
|
Contemporary dance – риск быть самим собой. часть IV
Эта публикация - заключительная часть серии материалов, посвященных Летней школе современного танца «Цех-3». Мероприятие с большим успехом прошло в июле - августе 2003года в Москве. Инициативу Всероссийского объединения театров современного танца поддержали фонды и посольства Франции, Нидерландов и США. За две недели студенты школы смогли познакомиться с оригинальными техниками contemporary dance, импровизации, хип-хопа, джаза, современного афро-танца. Студенты могли выбрать любую технику для изучения, от «Pilates» до «Flying Low».
Летняя школа оказалась идеальным средством для вложения капитала: во-первых - качество гарантировано именами преподавателей, во-вторых - удовольствие, в-третьих - вы сможете применить полученные знания в своём творчестве.
Валерия Милто (Россия) – танцовщица, педагог.
В 1989 году в Витебске увлеклась брейк-дансом и пришла в студию современного танца Сергея Мандрика (сейчас худ. руководитель шоу-балета «STREET JAZZ»).
С 1997 до 2002 года работала педагогом джаз-модерна в театре-студии Фаруха Ниязали (Москва).
В 1998году являлась стипендиатом программы DanceWeb.
Танцовщица и репетитор мюзикла «Notre Dame de Paris» (Москва, 2002г.).
С 2002 года педагог и художественный руководитель отделения хореографии в Центре Танца «Славянская слобода».
С 2003 года педагог ГИТИС (факультет « Актер театра музыкальной комедии»).
Валерия, что такое современный танец?
Современный танец включает в себя много стилей и направлений. Он должен технически не только составлять какую то композицию, но и выражать внутреннее состояние души человека. Чем богаче танцовщик изнутри, тем богаче его тело и он на взгляд зрителя выносит свой собственный богатый материал. Нельзя сказать что, выучив какие то замысловатые па ты стал танцовщиком contemporary dance. Этого не достаточно. Изучая современный танец, меняется твой внутренний мир, на многие вещи ты смотришь уже иначе. В современный танец могут быть включены элементы из акробатики, йоги, даже какие то элементы из нашей повседневной жизни. Яркая композиция может возникнуть, например, наблюдая за игрой детей, за полётом птиц, повадками животных. Мы видим подсказки для создания танцевальной композиции в окружающем нас мире.
В чем разница, на Ваш взгляд, между современным танцем и танцем модерн?
Я несколько лет занимаюсь танцем модерн и не хочу показаться предвзятой, но, на мой взгляд, танец модерн гораздо глубже по осмыслению. Он заставляет философски подходить к этому виду деятельности, вбирает в себя большое количество информации из разных техник, культур.
Какие стили современного танца Вам кажутся наиболее перспективными?
Если судить по тому, что сейчас модно на эстраде, в шоу и пользуется интересом у публики, то это такие направления современного танца, как хип-хоп, R’n’B. Очень много молодёжи начало танцевать, большое количество людей заинтересовалось танцами. Основная масса молодежи увлечена именно этими стилями. В Москве сейчас настоящий бум, открываются всё новые и новые студии по обучению современным клубным танцам. И в этом нет ничего удивительного, это новая волна. Но для танцовщиков, занимающихся танцем профессионально и стремящихся добиться более высоких результатов в своей танцевальной деятельности, нужно изучать джаз. Без знаний основ джаза, плавно переходящих в модерн – можно дальше не идти. Сейчас в современном танце популярны техники релиз, contemporary dance, йога. Изучая эти техники, танцовщик обогащает свой внутренний мир, увеличивает возможности своего тела и ему уже не составляет труда выполнить задачи, поставленные хореографом с использованием элементов из других танцевальных направлений. Если человек этого не знает, ему очень сложно, и он остается на том же уровне, не развиваясь профессионально.
Валерия, Вы танцовщица и репетитор в мюзикле «Notre dame de Paris». Расскажите о работе в мюзикле.
Кастинг был очень сложный. Он проходил в три этапа, между каждым этапом месяц-полтора перерыв. Нужно было запомнить все комбинации, что бы потом после перерыва их вновь повторить. Год назад у меня была травма, и я еще боялась нагружать ногу. На кастинг пришла скорее посмотреть-потусоваться, чем в надежде получить приглашение на работу. Вызывали в зал по десять человек, всех было хорошо видно и не за чью спину не спрятаться. Показали комбинацию, у меня получилось. Я почувствовала уверенность, потому что после травмы были мысли о том, что не смогу. Прошла первый этап, и появился азарт: «Нужно биться до конца!» В конечном итоге меня взяли в первый состав. Работа была очень интенсивная, мюзикл нужно было сделать за месяц. Мы работали по четырнадцать часов в день, думая, что это не реально. Но выдержали все. После месяца работы вышли на сцену. Прошли репетиции, и целый месяц спектакль шел каждый день, в субботу воскресенье – двойники. Конечно потрясающий мюзикл! Из всех ранее поставленных, здесь было над чем поработать. Сложная хореография – не зная джаза, модерна, там делать просто нечего. Если в определенных мюзиклах используется техника Боба Фосса и, зная её, танцевать, не составляет труда. В «Notre dame de Paris» смешение стилей, вплоть до того, что есть элементы хип-хопа. Очень интересно было работать над этой хореографией, в которой было использовано много импровизации. Хорошо, что французы сделали ставку ещё и на это, танцовщику дали возможность выразить самого себя. Каждый раз, выходя на сцену, ты делаешь что-то новое. Мюзиклу год и за этот период наши танцовщики очень выросли. В самом начале репетиций французские хореографы выбрали двух репетиторов (dance captain). Их задача – проводить разминки, уроки. У ребят капитан – Саша Бабенко. Он проводит уроки классики. У девушек капитан я, даю уроки модерна.
В летней школе современного танца Вы преподаете модерн. Кто Ваши ученики, и какие задачи перед ними поставлены?
Студенты из моей группы приехали из разных городов. В общей массе есть люди, имеющие начальную подготовку. Но, не смотря на то, что у кого-то недостаточно базы я всё равно поднимаю планку на тот уровень, который они должны достигнуть. Информация представлена как единая танцевальная композиция. В таком виде материал воспринимается с большим интересом.
Вчера у меня был первый урок, многие сказали, что «очень быстро, ничего не объясняете, ничего не понятно». Есть такая методика – дать на первом занятии материал быстрый и сложный, для того, чтобы понять насколько люди могут «схватить» этот материал. Если они его взяли, то на следующем занятии мы все досконально отработаем. Первое занятие является для них «шоковым», но придя домой они мысленно прокручивают этот материал и понимают его. А через три – четыре урока я могу дать материал ещё сложнеё. Мне интересно работать, когда танцовщик быстро схватывает информацию, когда мозг и тело работают одновременно, сконцентрировавшись на результат. Даю много заданий на координацию, причем у меня смешение стилей и техник. Я понимаю, что для многих это сложно, но даю обширную информацию. Знаю по себе, когда прихожу на уроки к другому педагогу, бывает, что он ориентируется на общую массу. Человеку, который знает больше, попав такую группу, не интересно. Он всё равно найдет для себя какую-то полезную информацию, но хотелось бы чего-то более сложного. Поэтому мой принцип – дать больше, а сам танцовщик потом разберется, что на этом этапе он возьмет сейчас, а что позже. По такому принципу было построено обучение, когда я стажировалась в Вене. Информация давалась очень быстро. Педагог показывал очень большую танцевальную комбинацию три раза. И они не раскладывают: что за чем идет, почему и как? На следующий день приходишь, он ставит музыку и поехали, а сам стоит в сторонке. Ни одного движения тебе не подскажет, в какой последовательности что идёт. От этого ты начинаешь быстрее концентрироваться и в итоге через месяц, приехав в Москву, придя на мастер класс мне не составляло никакого труда сходу запомнить любую комбинацию. Иногда, сидя на балконе, могла не записывать, а на следующий день прийти и всё станцевать. Я считаю, что такая методика обучения эффективна. Она заставляет мышцы и мысль работать одновременно. Для танцовщика лучше, чтобы педагог как можно раньше научил его так работать.
Валерия, оглядываясь назад, что бы Вы сейчас могли сказать своим педагогам?
Воспользуюсь случаем и через Ваше издание хочу от всего сердца поблагодарить Сергея Мандрика, моего первого учителя по современному танцу. Именно благодаря его педагогическим стараниям во мне возникло чувство большой любви к танцу, которое со мной до сих пор! Благодаря Сергею на нашем танцевальном небосклоне зажглось много «звёздочек» и я хочу пожелать ему и в дальнейшем быть таким же творчески активным!
Trisha Bauman (США&Франция) - танцовщица.
Работала во многих коллективах в США и, в последнее время, во Франции.
Является сертифицированным преподавателем Body-Mind Centering и Laban-Bartenieff Analysis.
Триша расскажите, что такое современный танец?
Современный танец это любая созидательная работа, происходящая в данный момент, корнями уходящая в прошлое, в то, что уже было сделано предыдущими поколениями и использующая этот опыт. Это всегда определенный пласт культуры. Создание современного танца это попытка создания определенной работы, которая отражала бы сегодняшнее состояние культуры данной нации.
Расскажите, какие техники современного танца Вам знакомы?
Я начала с изучения техники Лемона и Кеннингема. Затем - соматические (реабилитационные) техники (техника Alexander) и различные направления контактной импровизации. Полученные знания достаточно сильно изменили моё представление о движении. Задавая себе вопросы о принципах движения человеческого тела продолжила исследования в области анализа движения, которые разработали Laban&Bartenieff. Далее я присоединилась к исследованиям, проводимым в Body-Mind Centering, по соединению работы тела и разума. Часто все эти техники объединяют под одно название – техника релиз. Изучение всего этого приводит исследователей к лучшему и лучшему пониманию себя как артиста и раскрытию не только своих физических, но и творческих возможностей.
Что является основой Вашей техники? Какие знания приобретут студенты, посещающие ваши уроки?
Техника основана на принципах различных релиз техник и соматических исследованиях, особенно в Body-Mind Centering и Laban-Bartenieff Movement Analysis.Эти знания помогают танцору преодолеть границы привычного в способах сцепления движения и воображения. Последовательно переходя от работы на полу к упражнениям стоя и расширенным танцевальным фразам, совершенствуем процесс выравнивания скелета, используя вес, пространственную устремлённость и поток через импульс и время.
Используя полученные на уроках знания и принципы контактной импровизации, мои студенты исследуют, каким образом наше восприятие и наши привычные двигательные пути поведения приходят в творческое взаимодействие. Мы постараемся ответить на вопрос, как изменение перспективы и взаимоотношений между намерением и смыслом, часто противоречивые, могут привести нас к новым методам композиции.
В этом классе мы будем работать с идеями, взятыми из нескольких источников. Через эти различные подходы к движению и взаимосвязям, попытаемся понять, как мы принимаем решения, когда танцуем или придумываем хореографию. И как эти решения отражают наши привычки в использовании способов восприятия (зрение, прикосновение, осознание движения). Мы будем делать различные упражнения, которые помогут «встрясти» или усилить наши «привычки», что бы вступить в более тесный диалог с самим собой.
Окончательная цель всего этого – прийти к более широкому спектру и высокому уровню качественных связей, в наших двигающихся телах, в общем контексте – в хореографической работе, которую мы творим.
Вы живете и работаете во Франции. Много преподаете. Что Вы можете сказать о тех молодых людях, приехавших сейчас из разных городов России на Ваши занятия?
У студентов пришедших на мои занятия очень глубокое внимание, они вникают во всё. Много талантливых людей. Подготовка у них разная, есть люди, не имеющие никакого опыта в данном направлении. Преподавать всегда тяжело, когда разный уровень, но если присутствует понимание и взаимопонимание – это самая важная вещь на уроке.
Что Вы могли бы посоветовать танцорам, желающим реализовать себя в современном танце?
Прежде всего у них должно быть стремление к познанию и умение учится. Не бояться задавать вопросы - пока человек задаёт вопросы, он учится.
...продолжение следует...
Статья была опубликована в журнале «Звезды над паркетом»
№ 10(156) в апреле 2004г.
Здесь опубликован сокращенный вариант.
Копирование только с разрешения автора – Елены Беликовой!
|