Статьи

Напишите мне

Contemporary dance – риск быть самим собой. часть III

До недавнего времени современный танец в России существовал за пределами внимания официальных культурных структур и развивался исключительно благодаря частным инициативам энтузиастов. Сейчас ситуация, пусть не кардинальным образом, но меняется. Пример тому – летняя школа современного танца «Цех – 3». Эта публикация –продолжение начатой темы, целью которой было познакомить наших читателей с новейшими направлениями, стилями и техниками современного танца, представленными на мастер-классах российских и зарубежных педагогов.

Татьяна Гордеева (Россия) – танцовщица.
С 1990 года работала в Театре балета Государственного Кремлёвского Дворца солисткой.
С 1997 года принимает активное участие в работе независимого информационного агентства «Каталог Театра Танца» и с 2001 года «Объединение театров танца «Цех».

Скажите что это такое - современный танец?

Современный танец - это образ жизни. С детских лет я занималась танцем, и отдавала ему большую часть своей жизни. Для меня современный танец - это те спектакли, в которых я участвую, процесс подготовки к ним и конечная цель - сцена.

Вы долгое время занимались классическим танцем, сейчас Вы столь же успешны в contemporary dance. Расскажите, в связи с чем произошла смена амплуа?

Участвуя в первом спектакле Саши Пепеляева, я была совершенным новичком в современном танце и уже достаточно опытной танцовщицей классического танца, танцуя в Кремлевском балете. Современный танец меня поразил естественностью формы и способами её выражения. Ты выходишь на сцену и рассказываешь свою собственную историю. Для этого не нужно делать ничего противоестественного - излишне улыбаться, притворяться, что ты счастлив и радостен. Я согласна, что в балете танцовщикам можно найти определенное удовлетворение от совершенства и мастерства. Но, на самом деле, эти потуги, которые они называют радостью и удовольствием, мне кажется, далеки от искренности и искреннего пребывания на сцене.

В каком направлении современного танца Вы сейчас работаете?

Нам часто задают вопросы: что это за техника, какие стили. Существует некая конфузия по поводу - современный танец и современный бальный танец. В современном бальном танце занимаются модерном, джазом, хастлом. Ещё есть клубные танцы. Они тоже современные, потому что люди танцуют их сейчас, в настоящее время. Современное – это то, что принадлежит этому времени. Чем занимаюсь конкретно я? Это всё то, что связанно с осознанием своего собственного тела. Существует множество активных и пассивных техник: техника Александр, Пилат, релиз техника, йога. Занимаясь, люди начинают понимать, как работает их тело, как сделать эту работу более эффективной, более облегченной. Здоровый позвоночник, здоровые суставы, естественная легкость и красота движений – вот на что направлены перечисленные техники. Естественно, что нет конечной цели, есть бесконечный процесс познания. Ты увлекаешься и не можешь уже остановиться. Что происходит на самом деле, чьи комбинации ты танцуешь, какого хореографа – это становится уже не важно.

Татьяна, при таком многообразии существующих сейчас танцевальных направлений, почему Вы выбрали для себя то, чем занимаетесь сейчас?

Чем Вы занимаетесь для развития тела, улучшения танцевальной формы?

Занимаюсь сама и советую всем танцорам – техника релиз. Эта техника приятна тем, что ей можно заниматься всегда: когда мы с вами сидим и разговариваем, когда еду в транспорте, куда-то иду.

Какие задачи для себя Вы ставите, работая со своими учениками?

Это заблуждение, что можно изменить мир, если ты преподаватель. Важно забросить семя. Я учу своих студентов уделять внимание выстраиванию отношений между телом и сознанием, попытке разумного использования физических возможностей и энергетических ресурсов организма. В структуре урока простые упражнения, являющиеся основой для любого проявления танцевальной и движенческой деятельности. Простые упражнения сменяются более сложными танцевальными фразами, где будут использоваться принципы причинности и следствия движений, падения и равновесия, перемещения в пространстве, инерции и веса, координации прыжка и взаимодействия с полом.

Эммануэль Горда (Франция) – танцовщица, хореограф и педагог.
Родилась во Франции. Обучалась классическому танцу в школе Rosella Hightower (Канны), в школе Marika Besobrasova (Монако).
В настоящее время живет в Москве. Танцует в коллективе «ПО.В.С.Танцы».

Эммануэль, Вы начинали с балета. Почему классический танец Вам перестал быть интересен?

Занимаясь современным танцем, я поняла, что здесь есть гораздо больше возможностей для самовыражения, чем в балете. Балет - это отлично. Но в нем я не имела достаточно свободы для самовыражения, той свободы тела, которую я получила в современном танце. Однако всё равно считаю балет основной техникой. Классическая хореография должна быть базисом для любого танцовщика.

В каком направлении современного танца Вы сейчас работаете?

Я уже давно работаю направлении экономичного, но эффективного использования энергии. Мне кажется, очень важно воспринимать любое задание преподавателя или хореографа через внутренние ощущения, а не только «захватить» форму. Форма - это одно. Она должна возникать после того, как что - то достаточно глубоко произошло в ощущении. Тогда форма окажется совершенно верной. Это главный шаг вперед в современном танце: в своём движении выразить не только то, что ты видишь, но и то, что происходит внутри тебя. Исходя из этого, потом решаешь: либо следовать за очень абстрактной формой или искать и развивать театральное присутствие. Меня интересует и то, и другое. Оба направления очень интересны: нет одного лучше, чем другого.

Вы сказали, что занимались йогой. Что это дало Вам?

Занимаясь йогой, танцовщик приобретает много дополнительных возможностей. Это огромное количество упражнений в сторону растяжки, которых нет в танце. Ещё занятия йогой дали мне глубокое осознание дыхания. В танце иногда этого не хватает. Так же йога дает много способов расслабится не только поверхностно. Глубокая релаксация. Йога помогает установить глубокую связь между мыслью и телом. Это философия, энергетика, медитация. Я не могу сказать, что, когда танцую, нахожусь в медитации, но, тем не менее, йога помогает найти связь между головой и телом.

Какие задачи для себя Вы ставите, работая со своими учениками?

Обычно, когда я даю классы в несколько дней, каждый день даю что-то новое. Возможно, больше я не увижу никого из этих людей, поэтому хотелось стимулировать их различной информацией, каждый урок давать новый материал. Сейчас решила попробовать иначе. Чтобы студентам было более комфортно, мы закрепляем полученную информацию путем отработки имеющегося материала. Моя задача - показать, что существует множество возможностей подготовки тела. Надеюсь, что те из студентов, которые пришли в мой класс впервые, захотят продолжить. Для начинающих это очень большое открытие, приключение. Это здорово. Мне интересно с этими людьми. Для них всё ново, они ничего не знают и они готовы ко всему. В хорошем смысле: они настолько «наивны» в теле, что готовы попробовать любую вещь. Я готова передать им всё, что имею: свои знания. Без амбиций, так как шесть дней – это слишком мало. Это начало всего, но и этого достаточно, что бы дать человеку желание заниматься. Для другой группы студентов, имеющих танцевальный опыт, программа другая. Хочу открыть их сознание на другой подход к самовыражению себя через танец. Максимальное осознание тела путём полного расслабления суставов и укрепления центра и использование энергии в танцевальных комбинациях с особой сосредоточенностью над ритмом и музыкальностью.

Эммануэль, Вы долгое время жили и работали во Франции. В чем разница в развитии современного танца в России и Франции?

Во Франции современный танец живёт своей жизнью уже тридцать лет. Это говорит о том, что там можно найти все официальные структуры поддерживающие современный танец. В России совершенно по-другому Я живу здесь уже почти два года и только сейчас вижу, что-то стало двигаться вперед. Но это только начало всего. Более всего в России не хватает образования. Современный танец будет рождаться в тот момент, когда будет достаточно серьёзное постоянное образование. Как, к примеру, сделать хореографию, если нет готовых танцоров этой техники? Я столкнулась с этой проблемой, когда хотела ставить свою пьесу. Я искала долго и упорно людей, с кем можно работать. Это было мучительно. Есть молодые, способные люди, но они ещё слишком молоды. У них отличная техника, но не хватает жизненного опыта. Я думаю, что всё в России получится, но нужно сначала продумать хорошую, сильную образовательную программу и чуть-чуть подождать.

Каким должен быть танцовщик, чтобы Вы захотели видеть его в своих постановках?

Он должен иметь подходящий уровень по технике. Это одна половина. Другая – это индивидуальность. Умение слушать себя и понимание того, что он может дать зрителю. Техника и индивидуальность – вот те критерии, которые определила для себя.

Opiyo Okach (Кения&Франция) – танцовщик и хореограф.
Основатель Compagnie Gaara и одноименного кенийского танцевального фонда.

(на фото: Opiyo Okach и Макс Пешков)

Opiyo расскажите нам что такое современный африканский танец?

Современный африканский танец сегодня - это эволюция во всём современном танце. Он даёт возможность показать то, что сейчас происходит в Африке. Этот танец не является чем-то иным и загадочным, чем-то отличающимся от contemporary dance, существующем во всём мире. Это современный танец, но с элементами национальной африканской культуры, которая имеет свою историю и древние корни. В 15-16 вв. в Африке появились европейцы-колонизаторы, которые стали устанавливать своё господство. В 17-18 вв. распространилась работорговля. Многие народы были почти полностью истреблены, и к началу 20-го века Африка оказалась полностью под властью стран, ведущих колониальную политику. Население Африки состоит из большого числа племен и народностей. Долгий период колонизации сплотил народы Африки, соединив их в одну африканскую нацию. Африканские народы упорно боролись, и в результате длительной борьбы африканский народ покончил с колониализмом. Кения, например, получила независимость в 1963 году. Времени прошло не так много и не всё еще сформировалось, но возникают новые традиции, соответствующие новой Африке. Я пытаюсь понять и объяснить, что принесла независимость и как хореограф выразить это языком танца но, не уходя от своих корней. Это и есть для меня современный африканский танец.

Какие направления, стили здесь существуют?

Стилей существует много. Зависит от того, кто создаёт новый африканский танец, так как у каждого хореографа свой стиль. Африка это очень большой континент с множеством этнических групп. В одной только Кении их около 60-ти. Каждая этническая группа имеет свою культуру, свою традиции и говорить о стиле танца очень сложно. В 60-х годах в Африке началось развитие современного танца, и если взять десять хореографов, каждый из них пытался по-своему создать танец. Например, Жамина Кони из Сенегала работала с Морисом Бежаром. Когда он пригласил её, пыталась показать свою технику исполнения африканского танца.

Какие из стилей современного танца Вам кажутся наиболее популярными?

Самый известный это стиль восточной Африки и его вариации. В Париже три или более школ, где вас научат этому стилю. Это же происходит и в Америке. Я считаю, что есть люди, которым интересно узнать о культуре Африки, Азии, других стран мира. Они приходят, чтобы изучать танец и музыку.

Вы приняли приглашение и приехали в Москву провести мастер-классы по технике современного танца. Какие задачи Вы ставите перед своими учениками?

Я приехал в Москву не только научить африканскому танцу, но и самому научиться. Мои занятия это своеобразный обмен опытом. К сожалению, уровень подготовки и опыта танцоров очень различен. Хотя они и называют себя профессиональными танцорами, я определил бы их уровень подготовки как начальный или чуть выше. Тем не менее, работа с ними мне интересна. Эти люди имеют ещё мало танцевального опыта, но полны энтузиазма и очень восприимчивы.
Моя основная задача, что бы студенты заглянули внутрь себя, и нашли ту индивидуальность, которая должна в них присутствовать. Найти свою личность, свою правду в танце, свою историю. Вот те посылы, что я даю им. Я же хочу увидеть знаменитую русскую душу. Возможно мой приезд к вам - не только учить африканскому танцу? (смеётся).

Что Вы посоветуете людям, которые увлечены Африкой? Чем заниматься, что бы лучше понять африканский танец?

Я посоветовал бы этим людям приехать в Африку (смеётся). Африканский танец основывается на взаимодействии с природой, окружающей средой. Чтобы лучше понять его нужно быть ближе к природе, быть естественным, больше импровизировать.
...продолжение следует...

Статья была опубликована в журнале «Звезды над паркетом»
№ 6(152) в феврале 2004г.
Здесь опубликован сокращенный вариант.

Копирование только с разрешения автора – Елены Беликовой!



Hosted by uCoz