Статьи
Напишите мне
|
Contemporary dance – риск быть самим собой. часть II
Альберт Альберт&Александра Конникова (Россия) – танцовщики, хореографы.
В 1998 году были приглашены для участия в проекте немецкого хореографа Саши Вальц «На земле».
С декабря 2002 года участвуют как хореографы и танцовщики в международном проекте театра «ДО» (Санкт-Петербург – Германия).
Расскажите о начале вашего творческого пути?
Алберт: Я по образованию драматический актер, закончил Государственную музыкальную академию в Риге. Работал в драматическом театре. Затем судьба свела меня с Геннадием Михайловичем Абрамовым. Это руководитель и идейный наставник класса экспрессионной пластики в театре Васильева. Пройдя собеседование, я стал заниматься в классе Абрамова. В основном занимались импровизацией и композицией. С этого момента начался новый этап в моём творчестве. Я прекратил говорить и начал танцевать.
Александра: У меня всё произошло неожиданно и закономерно. Я из театральной семьи, моя мама - классическая балетная танцовщица. Папа - режиссер. Я всегда была больна театром, а о танце никогда не думала. После школы поступила учиться в училище им. Гнесиных на отделение музыкальной комедии. Работала в театре студии. Случайно узнала о студии Геннадия Абрамова. Посмотрела их показы и решила, что попробую позаниматься. Театральной актрисе занятия по движению не помешают. Но очень быстро меня это целиком захватило, и я стала заниматься современным танцем очень серьёзно.
Альберт, а в каком возрасте произошла у Вас смена амплуа?
Я был уже большой мальчик - 27 лет. Затем были совместные проекты, в частности трехмесячный проект с Сашей Вальц. В нем были задействованы шесть танцовщиков из её труппы и шесть из России. В течение трех лет мы ездили с этой композицией. Нам повезло в том, что помимо работы с таким классным хореографом, каким являлся Абрамов, была возможность во время гастролей заниматься с ведущими хореографами, такими как Дэвид Замбрано, Фиона Милворд, Кирсти Симпсон и т. д. Мы имели возможность видеть и учиться технике современного танца. По приезду организовали компанию «ПО. В. С.ТАНЦЫ». Стали делать свою собственную хореографию, ездить на фестивали, по-прежнему учились за рубежом.
Ваш коллектив называется «ПО. В.С.ТАНЦЫ». Какой смысл Вы вложили в это название?
Это расшифровывается достаточно просто: Полностью Внутренне Свободные Танцы. Идея названия ярко выражена в самом названии.
Какие танцевальные техники Вы используете для создания Вашей хореографии?
На своих уроках мы преподаём осмысленную и переработанную в процессе нашей повседневной хореографической и танцевальной практики технику, называемую её создателем Дэвидом Замбрано (Венесуэла, Нидерланды) «Flying Low». Занятия ею незаменимы для овладения навыками контакта с полом, налаживания связей между центром тела и конечностями, развития динамики за счет использования расслабления и естественных принципов движения: дыхания, инерции, веса и др. Таким образом, мы развиваем идею экономично-бережного, но эффективного использования телесной структуры и осознания себя в движении. Кроме индивидуальной работы, наши уроки включают в себя работу с партнером в контакте и без контакта, в упражнениях и танцевальных комбинациях, которые развивают правильное ощущение дистанции, веса и телесной структуры партнера. Урок состоит из «выстраивания» или «настройки» тела через расслабления, упражнения на полу и стоя (индивидуально или с партнёром). Упражнения включают в себя различные падения, проскальзывания и полёты над полом, элементы акробатики, которые складываются в любопытные и неординарные танцевальные комбинации. Единственное, судьба нас как-то не связала с классическим балетом, но мы и не рискуем составлять какие-то увязки. Современный танец сам по себе достаточно серьёзен.
Альберт, чем ещё помимо классической хореографии Вы занимаетесь, чтобы улучшить свою танцевальную форму?
Я обливаюсь холодной водой по утрам. Очень активизирует, мне нравится. Одно время практиковал дыхательную гимнастику. Длительное время занимался восточными единоборствами. Здесь много можно почерпнуть для современного танца: это параллельное положение тела, центровка тела, работа от центра. Все взаимосвязано. Много моих друзей танцовщиков занимаются айкидо. Это очень помогает.
Что бы Вы могли посоветовать начинающим танцорам? С чего начинать помимо занятий современным танцем?
Если повезёт с педагогами, то на начальном этапе достаточно только современного танца. Невозможно объять необъятное. Неважно чем человек занимается: танцует или изготавливает мебель, если он в результате этого получает ответ на свой вопрос: « Для чего это нужно?». И если для этого ему нужно танцевать, он танцует, если изготавливать мебель, он её делает. Главное - быть в согласии с самим собой.
Какими качествами нужно обладать, чтобы быть интересным зрителю?
Альбетр: Трудолюбие, терпение и любознательность в поиске новой информации.
Александра: Когда выходишь на сцену, ты должен осознавать, для чего ты туда вышел. Не важно, актер ли ты драматического театра, танцовщик современного танца или танцор спортивного бального. Должен происходить обмен между тобой и зрителем. Можно ничего не уметь и выйти на сцену просто, например, попробовать там побыть, постоять. Если человек осознаёт, если он себе это честно говорит, он будет интересен. Потому что он будет жить в этот момент на сцене и пытаться понять, что он чувствует. Нужно быть искренним и естественным.
Fiona Millward (Англия) – танцовщица, хореограф.
В настоящее время – глава отделения Движения Оксфордской школы Драмы.
Фиона, расскажите, что такое современный танец?
Это очень разнообразно, поэтому сложно определить. Современный танец - это то, что принадлежит каждому человеку нашего времени. Это индивидуальный образ, индивидуальное мышление человека: его танца, работы. Наиболее значимые технологии и идеи танца сложились в техниках Марты Грэхем, Доррис Хамфри и Хосе Лимона. Всё достаточно разнопланово и является одним из способов самопознания и самовыражения. Для тех, кто занимается танцем, существует возможность из множества стилей, техник взять что-то для своего собственного индивидуального развития. Современный танец вобрал в себя много из окружающего мира, из разных философий, тренинговых программ. Он находится под влиянием жизни вокруг нас, вбирая в себя всё, что есть вокруг него. Релиз техника, являющаяся частью современного танца, так же берет много из нашего знания о теле, являясь частью тренинга. Это время поиска, движения вперед, без остановок.
Какие стили современного танца Вам кажутся наиболее перспективными?
В танце перспективно то, что умно, человечно и способно оформляться в нечто художественное. Современный танец в Англии представлен в очень разных формах. Сейчас есть тенденция, когда хореографы используют творчество самих танцоров, и релиз техника очень помогает в этом. Они являются частью процесса. Это очень популярно и для большинства хореографов актуально. Релиз техника - это работа на раскрытие индивидуальности, и хореографы стараются получить не только тела, но и творчество, креативность танцовщика.
Вы приняли приглашение и приехали в Москву провести мастер-классы по технике современного танца. Какие задачи Вы ставите перед своими учениками?
Прежде всего, это уроки где танцоры узнают очень много полезного для себя. Информацию, получаемую на уроке, студенты могут использовать на том уровне, на котором они есть. Это могут быть другие стили, другие танцы, и в тех работах, в которых они сейчас заняты. Они так же могут использовать эти знания, как инструмент для других своих дел. Используя эти знания, есть возможность прожить гораздо большую танцевальную жизнь, потому что эта техника направлена на работу с телом, а не на работу против тела.
Что является основой Вашей техники?
Это релиз техника. Я много обучалась в Америке, где всё начиналось. Сейчас много изучаю анатомию, физиологию – на этих знаниях основывается моя техника. Благодаря этим знаниям точно понимаю, почему и что происходит с нашим телом. Я беру ответственность за то, о чем учу. Надеюсь, что в дальнейшем у моих студентов будет возможность не только повторять, что я с ними изучала, но и начать свой индивидуальный путь развития в этом направлении, опираясь на свой собственный опыт, свои собственные открытия.
Что Вы могли бы посоветовать танцорам, желающим реализовать себя в современном танце?
Стремится знать больше того, что знаешь сейчас. Основываясь на опыте личного понимания своего тела, его скрытых возможностей, работать в плане этих возможностей. Базисные техники можно привнести куда угодно, в любой класс, в любой спектакль. Это поможет Вам в различных ситуациях оставаться без травм, без стрессов, что является знанием и опытом.
Andrea Woods (США) - танцовщица, хореограф.
Артистический директор Souloworks/Andrea E.Wood & Dancers.
Андреа, расскажите, что такое современный танец?
Это всё зависит от того места, где Вы находитесь. В Европе более распространена театральная сторона танца. В Америке - постмодерн, отрыв от классики, от традиционного танца. Я знакома и с тем, и с другим подходом к современному танцу. Для меня важны традиции в танце, но так же и движение вперед. Я нахожусь в постоянном поиске.
Назовите стили, существующие в современном танце?
Сейчас многие танцовщики импровизируют и делают хореографию сами. Не многие из них хотят учиться танцу в школе, чтобы изучить какой либо существующий стиль в танце, а хотят создавать что-то новое, своё. Именно из-за этого в contemporary dance очень много новых направлений, потому что каждый ведет вою линию, своё начало.
Какие стили современного танца Вам кажутся наиболее перспективными?
Могу говорить только о себе и о своём танце. Обучаясь многому у многих педагогов, я целенаправленно занималась изучением своих внутренних возможностей и взаимодействием с окружающим миром.
Танец, на мой взгляд, теряет сейчас своё назначение. Если говорить о социальном значение танца, то где сейчас танцуют? На дискотеках, на свадьбе. Мне хотелось бы придать иное значение танцу, чтобы на него посмотрели новыми глазами. Увидели его актуальность как искусства. Именно поэтому мне важно вынести танец из репетиционных залов в общество или общество привлечь в танец.
Вы приняли приглашение и приехали в Москву провести мастер-классы по технике современного танца. Какие задачи Вы ставите перед своими учениками?
При профессиональном подходе танец - это не развлечение. Я занимаюсь изучением тела. Для меня человеческое тело свято. Оно очень ранимо, хрупко. Об этом нужно помнить. В своём танце много внимания уделяю позвоночнику, работе спины. Я не могу научить всему за одну неделю. Моя задача – обратить внимание танцоров на спину, рёбра позвоночник. Эти движения связанны и с африканским танцем. В любой нации, в любой культуре, если говорить о танце, работа спины играет важную роль. Наблюдая за студентами, вижу, что они очень хорошо берут информацию, хорошо чувствуют эту взаимосвязь.
Почему Вы называете свои танцы «Работы души»?
Прямое значение - мои танцы идут из глубины души и сердца (смеётся). Это универсально и общечеловечно, знакомо для всех.
Так как я афро-американка, это даёт мне связь с моей культурой. Когда у меня спрашивают о танцорах, с кем я познакомилась в России, я говорю, что у них много души, они очень душевны.
Студент летней школы современного танца «Цех-03» Максим Пешков
(ТЦ «STREET JAZZ» г. Москва)
(на фото: Макс Пешков)
Максим, чем обусловлен твой приход на летнюю школу современного танца?
Долгое время я занимался спортивними бальными танцами, и только год – современными. На самом деле, не важно, каким видом танца ты конкретно занимаешься. Главное - заниматься. Существенная разница есть между намерением и реализацией, между тем, что ты что- то собираешься сделать или реально делаешь. Тому, что я занимаюсь на летней школе, есть логическое объяснение – хочу узнать как можно больше о современном танце. Летняя школа даёт уникальную возможность познакомится как с российскими, так и зарубежными хореографами, каждый из которых - профессионал в своём направлении танца.
Какие занятия ты посетил?
Сейчас я занимаюсь в Танцевальном Центре «STREET JAZZ», поэтому наиболее актуальны для меня были занятия по хип-хопу с педагогом Stretch из США. Он работал хореографом – постановщиком у Michael Jackson, Mariah Carey, Wil Smith. Своеобразным открытием для меня были уроки А.Альберта и А. Конниковой (Россия) по технике релиза и контактной импровизации с элементами акробатики. Интересны были занятия по модерну с Andrea Woods (США) и восточноафриканскому танцу с Opiyo Okach (Кения).
Информацию, полученную здесь, сможешь ли использовать в дальнейшем?
Обязательно. Нужно всё проработать и адаптировать в тот танцевальный формат, чем я сейчас занимаюсь.
Как ты считаешь, нужны ли подобные мероприятия?
Моё мнение – это очень хорошая идея. Недоработка организаторов была в комплектации групп. На занятиях по хип-хопу присутствовало более 30 человек, больше не мог вместить зал. Половина из присутствующих имела смутное представление об этом танцевальном стиле и танцевавших хип-хоп в стиле классического танца. Та информация, которую они получили, была для них открытием. Организаторам следовало бы делить группы на начальный уровень и продвинутый. В этом случае знакомство с таким высококлассным педагогом как Stretch, принесло бы всем более ощутимый результат. Тем не менее, любой танцор, пришедший сюда, сделал ещё один шаг к себе, к пониманию того, что ты есть, что ты хочешь и что можешь. Не так важно заботиться о форме, важно искать внутренние ощущения.
...продолжение следует...
Статья была опубликована в журнале «Звезды над паркетом»
№ 3(149) в январе 2004г.
Здесь опубликован сокращенный вариант.
Копирование только с разрешения автора – Елены Беликовой!
|