Статьи

Главная

Напишите мне

Елена Соловьева. (часть II)

....продолжение.....

Есть такая русская поговорка - «Муж и жена одна сатана». Эти два человека так долго идут одной дорогой: дорогой любви, творчества и совместных идей. Сложно представить их отдельно друг от друга, настолько крепок их семейно-творческий союз, но мне захотелось общаться с ними по отдельности. И сейчас пришел черед Елены.

Елена расскажите, а как Вы начали заниматься спортивными бальными танцами?

- Началось всё не с бальных танцев. Моя школа находилась рядом с Дворцом пионеров на Ленинском проспекте. Педагог одной из хореографических студий организовал кружок классического танца при нашей школе. Затем наша семья переехала на другую квартиру у ДК ЗВИ, где был коллектив бального танца. Раньше все было достаточно серьёзно. В коллектив принимали только тех, кто прошел отборочный тур. К нему очень готовились. Меня отобрали на танце cha-cha-cha, наверное, очень активно двигала ногами (смеётся). Я начала заниматься в подготовительной группе, где из 80-ти человек Алексей Федорович Кочетков в основной состав выбрал меня. Видимо этот момент и следует считать началом всего того, что связанно в моей жизни с бальными танцами.

Елена Вы сказали, что раньше «все было достаточно серьёзно». Что Вы имели ввиду?

- Подготовку танцоров к соревнованиям. Татьяна Николаевна Костина
(руководитель ТКС «Вдохновение») стремилась дать своим ученикам разностороннюю базовую подготовку. Помимо занятий бальным танцем, были обязательные занятия по классике, педагог из ансамбля Игоря Моисеева преподавал основы народного танца, делались постановочные работы. Нас это очень развивало.

Интересно, а какая из программ, европейская или латиноамериканская, Вам нравилась больше?

- Не могу этого сказать. У меня все получалось таким образом: занимаешься больше стандартом – стандарт нравиться больше, начинаешь больше заниматься латиной – эта программа становиться ближе! Мне нравилось переключаться с одной программы на другую.

А почему все же решая уйти на одну программу, выбрали латиноамериканскую?

- Это Миша так решил.

У вас в паре доминирует мнение партнера?

- Чисто внешне лидер в паре Соловьёв, но это только внешне (смеётся). Развитием нашей пары занимаюсь я.

За тринадцать лет вашего партнерства были ситуации, когда пара находилась на грани разрыва?

- Знаете, такую ситуацию создавали вокруг нас постоянно. Начнем с того, что Мише не советовали становиться со мной в пару. Татьяну Николаевну очень длительное время я, в качестве партнерши Соловьёва, не устраивала. Она рядом с ним видела такую мощную деваху, типа - «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»! Но он молчал, не поддавался этому давлению и никогда меня не унизил, ни оскорбил. Я чувствовала себя защищенной.

Сейчас тоже?

- Да. Если бывают ссоры, я могу ругаться, буянить, а он нет. Всегда сдержан, продолжает работать. Понимаете, мы всегда хотели танцевать. Это желание было настолько сильным, настолько заполняло нас, что не оставалось места для размышлений расстаться, искать другого партнера/партнершу… Пустая трата времени…Нам всегда было гармонично в танце и друг с другом. Наверное, это и есть удачное партнерство, вопреки всему..

И вот в какой то момент ваш танцевальный союз стал еще и семейным союзом. Это отразилось на творческом росте пары?

- Многие нам говорили, особенно после рождения дочери, что все, быт затянет. В этом есть логика, но когда мы приходим в зал, мы оставляем проблемы за порогом. Надо уметь переключаться.

Кто является постановщиком хореографии ваших конкурсных танцев?

- Раньше это полностью были работы тех педагогов, с кем мы занимались. Следующий этап, когда нам предлагали, а мы соглашались или говорили – нет, мы это не станцуем. Сейчас мы понимаем, что можем сделать все сами. Мы знаем своё тело лучше, можем придумать шаги, показать их педагогам и они говорят:- «Да, хорошие шаги, нужно развивать эмоциональные связи».

Елена, а когда Вы сами стали преподавать?

- Недавно я посмотрела свою трудовую книжку и обнаружила, что у меня уже пятнадцать лет педагогического стажа.

Что сейчас наиболее притягательно для Вас – собственные выступления или работа с учениками?

- Я испытываю большое удовольствие, работая со своими учениками. Очень приятные ощущения возникают во время наших с Мишей тренировок, когда вдруг начинает что-то получаться. Это вызывает бурю положительных эмоций. Принимать участие в турнирах – особого желания нет. Да, танцевать хочется, но при этом исполнять более сложную хореографию, чем-то, что допустимо на официальных турнирах.

А как же секвэй? Вы не думали об участии в такого рода соревнованиях?

- Думали, думаем. Есть определенные наработки в этом плане.

Наблюдая за турнирами по секвэю, мы видим, что не так много профессиональных пар участвуют в этих турнирах. Как Вы думаете, почему?

- Сложно двигаться в двух направлениях. В этом году и у нас была дилемма: готовиться к Чемпионату России или делать шоу-программу. Выбери мы первое, у нас возникло бы очень много уроков, тренировок и не осталось бы не времени ни средств на шоу-программу. Мы выбрали второе и поэтому не участвовали в Чемпионате России – 2005 г.

Чему еще помимо тренировок, преподавательской работы и воспитания дочери вы уделяете много времени и сил?

- Учебе в Академии Славянской Культуры. Мы с Михаилом студенты
IV курса по специальности: балетмейстер-хореограф. На факультете мы изучаем много танцевальных дисциплин – это очень помогает в работе. Мои наиболее любимые – народный танец, сценический танец.

Как пришло такое совместное решение о поступлении в ВУЗ? Вдвоем учиться, это ведь и материально сложно для вашей семьи?

- Спортивно-танцевальной карьере когда-то приходит конец. В преподавательской работе знания, которые мы сейчас получаем в Академии, нужны.
Мне очень понравилась фраза из интервью Владимира Андрюкина вашему изданию: « Успех профессионального танцора лишь в малой степени зависит от таланта и способностей. Главное – способность к постоянному труду». Я бы еще добавила: «…и учебе».

Елена несколько слов о Вашем коллективе.

- Мы – филиал ТСК «Вдохновение». На данный момент в коллективе четыре группы: школа танцев (от 5 до 15 лет) - это начинающие танцоры, далее конкурсная группа танцоров «Е-D» класса, старшая группа где занимаются студенты и учащиеся старших классов и группа - Сеньоры. Это взрослые люди, которые пришли к нам с желанием научиться танцевать.
Основная задача школы танцев – развитие тела наших учеников. Они занимаются 3 раза в неделю: гимнастика, основы бального танца и джаз танец. В остальных группах мы больше внимания уделяем конкурсному танцу, но ученики продолжают заниматься гимнастикой и джазом. Ученики нашей студии тренируются по программе 10-ти танцев, и мы не советуем спешить с переходом на одну программу. Это тяжело, но приносит больше пользы в развитии танцора.

В вашем коллективе в течение многих лет традиционно отмечалось начало и окончание танцевального сезона, празднование Нового года, проведение спортивных сборов, поездки на экскурсии….

- Да, мы всегда старались развивать детей всесторонне. Конечно, все это было только благодаря помощи родителей. Педагог не может охватить все: он либо тренирует пару, либо занимается досугом коллектива. Когда в клубе есть группа инициативных родителей, помогающих тренеру в организации досуга, тогда в этом клубе дети развиваются всесторонне.

Елена, обычно выбирая танцевальный клуб, ориентируются на то, чтобы был именитый тренер и хорошая конкурсная подготовка. Этого достаточно?

- Нет, должна быть еще и внутриклубная жизнь. Танцоры большое количество времени проводят на тренировках и соревнованиях. И так изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Накапливается внутренняя психологическая усталость. Нужна разрядка, обстановка, где они будут вместе, но не как соперники и конкуренты, а как единомышленники и друзья. Лучший способ для достижения этой цели –проведение различных внутриклубных мероприятий. Еще раз повторюсь – здесь нужна инициатива и помощь родителей. Но с грустью констатирую, что отношение родителей последние годы изменилось. Фанатов, в хорошем смысле этого слова, становиться все меньше. Родители приводят ребенка, платят деньги и занимаются своей личной жизнью, полагая, что о воспитании ребенка позаботиться школа и танцевальный коллектив. Я не знаю, как достучаться до сознания таких родителей, как дать понять, что только совместными усилиями мы можем рассчитывать на положительный результат.

В преподавательской работе у вас существует разделение обязанностей с Михаилом?

- Мы разные и подходы у нас разные. Я занимаюсь все больше «занудством» - чисткой и мелочами, а он делает «большие мазки» (смеётся). Как говорят наши ученики: « Если хочешь понять, что ничего не умеешь, иди на занятие к Елене, если хочешь, чтобы тебя поддержали, позанимайся с Михаилом». Знаете, танцорам очень необходима эмоциональная подпитка, поддержка, когда тренер вселяет в тебя уверенность.

А Вы своих учеников хвалите?

- Сейчас я стараюсь не говорить, что все плохо, а как у иностранных тренеров «Уже лучше». Хотя по смыслу, это одно и то же.

Какие цели Вы ставите перед своими учениками?

- Для меня основное – научить их преодолевать себя, научить работать. И не важно, бальные танцы это будут или какие-то другие. Главное любить танец, учиться и совершенствовать себя.

Что Вы думаете о прошедших пятнадцати годах Вашей педагогической деятельности?

- Я благодарна судьбе, что у меня это было.

Интересно, а Ваши бывшие ученики помнят своих тренеров?

- Да, нам многие звонят, поздравляют с праздниками, с днем рождения, приходят в клуб – пообщаться. И всегда благодарят за то, что у них было счастливое детство. Большинство из них не стали танцорами, но стали хорошими людьми. Из первого состава наших учеников пара Дима Гордиенко и Юля Гвоздева имеют свои коллективы по современному и спортивно-бальному танцам, Таня Сатлейкана и Илья Ключников – преподают, Максим Пешков – художественный руководитель и постановщик танцев в своём танцевальном клубе, Ольга Мехлинг и Маша Горнушкина учатся, а Володя Ефремов и Дима Кузьменко уже окончили Санкт-Петербургский университет профсоюзов по специальности педагог современного бального танца, Юра Иванов закончил FPA (Академия профессионалов фитнеса) по специальности тренер по танцевальной аэробике.
Хочу отдельно сказать о Максе Пешкове. Он пришел к нам в коллектив, когда ему было семь лет с партнершей – Леной Болдыревой. И уже через несколько месяцев они стали выступать по «Е» классу. Его первые шаги в танцевальном спорте, период проб и ошибок – всё это было в нашем клубе. Я помню его выступление на одном из наших праздников. Он поставил номер-пародию на группу «Отпетые мошенники». Его выступление в этом номере было настолько ярким, что потом на родительском собрании Михаил сказал: «Самым сильным впечатлением для нас было то, что мы открыли для себя нового Максима Пешкова». Наверное, это было начало того, чем Макс занимается сейчас. Когда я смотрела его выступление в проекте канала MTV «Звезда танцпола», это как-то вспомнилось…. Нам с Михаилом очень приятно, что Макс уже трижды приглашал нас на мероприятия своего клуба « Maxstream»: как судей и с показательным выступлением.

Елена, вы рассказываете о своих учениках с таким чувством, как обычно говорят о своих детях. А ваша собственная дочь Катюша, чем занимается она?

- В детстве я мечтала о балете, но мои родители думали иначе. Став мамой, я привела свою дочь в хореографическою студию при Большом театре.

Вы хотите видеть Катю балериной?

- Время покажет.

Завершая нашу беседу, хочу задать Вам один общий вопрос – что бы Вы пожелали всем тем, кто посвятил свою жизнь Танцу?

Михаил - В первую очередь хочу пожелать родителям танцующих детей – терпения. Без поддержки и участия родителей не состоялись бы многие выдающиеся танцоры. Танцорам я желаю оптимизма, энтузиазма и не бояться трудностей.

Елена - А я хочу пожелать всем танцорам радости в любви. В любви к танцу! И еще – веры. Верьте в себя, в своё дело, в своего тренера и в победу, которая обязательно будет с вами!

Статья была опубликована в журнале «Звезды над паркетом»
№13189) сентябрь в 2005г.
Здесь опубликован сокращенный вариант.

Копирование только с разрешения автора – Елены Беликовой!



Hosted by uCoz