Напишите мне

Хип-Хоп. История…. Часть I.

Что же это все-таки такое «хип-хоп культура» - рожденная на пыльных улицах больших городов, среди высотных домов, многочисленных заводов и рабочих кварталов, шумящих автотрасс? Пора рассказать о её истории и развитии.
«Хип-хоп» - это слово часто произносимо в молодежных кругах. О хип-хопе
нельзя говорить как о стиле музыки или о стиле одежды. Хип-хоп - это стиль жизни тысяч молодых людей нового поколения, людей, слушающих электро, рэп и другие прогрессивные музыкальные направления, носящих широкие штаны и шапку в любое время года, танцующих би-боинг (брейк-данс) на улице, рисующих граффити и тусующихся в ночных клубах, катающихся на агрессивных роликах и сноубордах.
История хип-хопа началась в 1969 году в Южном Бронксе - черном гетто Нью-Йорка. Правда, слова "hip-hop" тогда еще не было. DJ Африка Бамбаатаа выдумал его пять лет спустя, когда повзрослевшая культура уже нуждалась в общем названии. А в 1969-ом легендарный DJ Кул Херк, придумал другое слово: "b-boys" - сокращение от "break boys". Всякая субкультура начинается с имени. Это естественный ритуал. И вот Кул Херк придумал словечко "b-boys". Его оригинальное содержание было невинным, но общество, как всегда, расшифровало по-своему, восприняв молодую дискотечную поросль как "bad boys" - хулиганье.
Кул Херк открыл в нью-йоркских гетто эру подпольных вечеринок. Черные и пуэрториканские подростки сотнями набивались в подвалы и заброшенные дома, где проводились пати, толпились у дверей клубов, где играли их любимые ди-джеи. Собственно, там и родилась клубная культура. Кул Херк первым поставил на вечеринке две вертушки и начал пускать музыку нон-стопом. Для этого пластинки пришлось сводить - DJ стал творцом, артистом, лидером. Вскоре его стали величать MC. На его вечеринках звучали черный фанк, соул и ритм-н-блюз. Вскоре для удобства танцоров он начинает повторять инструментальные перерывы (брейки) между куплетами и играть каждый брейк минут по десять. В это время публика расступалась, и наиболее виртуозные танцоры по очереди показывали присутствующим своё мастерство. Их-то Кул Херк и прозвал би-боями. Сам танец, соответственно, получил имя "break-dance".
Тем временем хип-хоп менялся. В 1974 году DJ Африка Бамбаатаа создает организацию "Zulu Nation" и тем самым кладет начало идеологизации хип-хопа. Собственно, тогда же появляется и само понятие "хип-хоп", объединяющее музыку, танец, стиль жизни и идеологию. Задачей "Zulu Nation" было культивирование брейка, рэпа, граффити и других "африканских" искусств. Постепенно, год за годом, " Zulu Nation" становится международной организацией брейкеров.
Но самым большим прорывом хип-хопа было, конечно, возникновение музыки рэп. Началось все в 1975 году, когда все тот же Кул Херк на вечеринке в клубе "Hevalo" подключил микрофон и начал во время брейка говорить с танцующей толпой. Это было вполне в духе ямайкской традиции разговорного рэггей (который, кстати, именно к тому моменту стал по-настоящему известен в Америке). Толпе понравилось и ди-джеи взяли практику на вооружение. Рэпом это тогда еще не называлось, а называлось словом "emceeing".
В 1979 году песня The Sugar Hill Gang "Rapper''s Delight" стала первым коммерческим рэп-хитом попавшим в «Топ-40». Год спустя газета "New York Post" впервые опубликовала фотографию танцующих би-боев. На радио стали появляться хип-хоп передачи, еще через год брейкеров показали по TV.
В 1981 короли панка "The Clash" наняли би-бойскую бригаду "Futura 2000" с тем, чтобы те на каждом концерте графитили им задник сцены, и отправилась в европейский тур.
Майкл Джексон исполнил на сцене знаменитую "Лунную Дорожку" - брейкерский трюк, известный как "glide".
В 1976 году Африка Бамбаатаа начинает делать длинные миксы и вскоре сводит свой самый знаменитый "бутерброд" - накладывает ломаный ритм фанка на пьесу "Trans-Europe Express" группы «Kraftwerk», лидеров немецкого электронного авангарда. В результате на свет появляется новый музыкальный стиль - "электро-фанк" или просто "электро" - священная музыка брейкеров.
Но настоящий прорыв случился в 1983-м. На экраны один за другим вышли четыре хитовых фильма о би-боях: "Wild Style", "Style Wars", "Beatstreet" и "Graffiti Rock". Во всех них с нескрываемым удовольствием играли, крутили брейк, рисовали и пели - "Rock Steady Crew", "Furious Five", Африка Бамбаатаа и множество других команд и танцоров.
Малькольм Макларен занялся раскруткой брейкерских команд и выпустил первый хип-хоп клип "Buffalo Gals" с теми же "Rock Steady Crew" в главных ролях. Затем он снял три документальных видеофильма с основными брейкерскими па и пустил в продажу.
И началось...
В 1984 году балетный театр Сан-Франциско открывает сезон гала-концертом сорока шести брейкеров, сотня би-боев выступает на закрытии лос-анжелесской олимпиады. По стране катит первый коммерческий хип-хоп тур. В Лос-Анджелесе открывается легендарное радио «KDAY», вещающее чистый хип-хоп. "Rock Steady Crew" организуют театральную компанию "Ghettoriginal", организующую брейк-гастроли по всему миру.
В 1986 году "Run DMC" делают свою версию аэросмитовской песни "Walk This Way" и выносят хип-хоп на вершину чартов. Альбом "Raising Hell" продается миллионами копий, журнал "Rolling Stone" помещает фото "Run DMC" на обложку.
Короче, слава.
Но это всё на западе. А что же творилось и творится в нашей стране с середины 80-х и до конца второго тысячелетия? У нас же всё начиналось с нелегальных кассет, которые различными путями завозились в тогда ещё СССР из стран зарубежья. В основном музыка в стиле хип-хоп была недоступна рядовому слушателю из-за отсутствия в стране, пока в 98-м (в Москве) не произошел бум. Открылись многочисленные школы для би-боев (брэйк-танцоров), проходили в огромных количествах хип-хоп фестивали, и московская молодежь всё более открывала для себя мир хип-хопа. Среди русских рэп музыкантов особенно выделились несколько групп, таких как "Bad Ballance", "Легальный бизнес", "Дерево жизни" и ещё несколько московских и питерских команд. Хип-хоп культура очень медленно, но верно начинает завоёвывать территорию нашей необъятной страны.

В конце августа 2004 года в Москве прошли мастер-классы Чемпиона Европы по хип-хопу Хуан Карлос Воллс. Мероприятие прошло с большим успехом. Среди участников мастер классов были танцоры, занимающиеся в различных танцевальных направлениях: классический и народный танец, джаз, модерн, бальные танцы. В этом зале их объединил интерес к хип-хопу и желание получить новую информацию.

...продолжение следует...

Cтатья опубликованна в журнале "Студия Антре" № 3(20) 2005г.

Копирование только с разрешения автора – Елены Беликовой!



Hosted by uCoz