Статьи
Главная
Напишите мне
|
Модерн. Валерия Милто.
Валерия Милто: «Танцовщик это не профессия, это призвание».
Валерия Милто - художественный руководитель Центра Танца «Славянская слобода» отделения хореографии, руководитель хореографического отделения НОУ «Первой школы Мюзикла», педагог по современной хореографии на курсе факультета музыкального театра РАТИ (ГИТИС).
Валерия объясните нашим читателям, в чем состоит разница между танцевальными направлениями джаз и модерн?
- У джаза и у модерна одни истоки, одни основы. В джазе есть подразделения: блюз-джаз, где под музыку блюза исполняются свободные большие движения; стрит-джаз, с добавлением фанка и уличных танцевальных стилей; афро-джаз, истоки которого в африканской культуре и где танцовщик использует корпус, руки, вибрацию тела, очень быстрые движения. Есть направление – модерн джаз, когда джаз переходит в модерн.
Модерн - это, прежде всего, идеи, мысли, работа с телом на ощущениях. Включается какая либо философия и используются упражнения с весом тела, ощущения полета, падения. Тело передаёт эти всевозможные ощущения.
Джаз более резкий танец и подходит для постановки шоу программ, мюзиклов. Он более академичен, но и то и другое направление базируются на классическом танце. Я не могу сказать, что один стиль легче другого. Всё взаимосвязано. Различие состоит в разных музыкальных подачах и в том, что модерн более глубок сам по себе. В модерне через сознание, через ощущения своего тела танцовщик идет к поставленной в хореографии идее.
Принято считать, почему-то, что джаз является наиболее танцевальным стилем и легче для изучения.
Следовательно, Вы посоветовали бы тем, кто только пришел в танец или тем, кто занимается в других танцевальных направлениях начинать с джаз танца?
- Да, мне кажется, что джаз более доступен. И в джазе и в модерне существуют параллельные позиции, но техника модерна сама по себе – сложна. Если брать технику основоположницы модерна Марты Грэхм, то без основ классики её освоить достаточно сложно. Нужно знать, откуда идет движение, скрутки позвоночника и т.д. В этом плане джаз значительно проще.
А если рассматривать физическую нагрузку во время занятия джазом и модерном, она равноценна?
- На занятиях по каждому из направлений проходит большая и тяжелая работа. Если в модерне танцовщик может расслабиться, когда идут элементы на растяжку тела, на импульсы, то в джазе наоборот - всё динамично и каждое движение закончено. Другими словами идет концентрация на окончание движения в точку, все движения фиксированы и исполняются под быстрый темп.
В модерне движения перетекают одно из другого и существуют свои техники на широких объёмных движениях с быстрой динамикой и амплитуда работы с плоскостями иная.
В джазе эмоциональный выплеск идет вперед на зрителя, в модерне энергия, эмоции внутри себя. В модерне танцовщик ведет постоянный внутренний поиск новых движений, новых путей развития в себе, в своём теле.
Валерия что Вы подразумеваете под фразой – «искать своего тренера»?
- В модерне существуют разные техники. Например, техника Хортон, силовая и очень тяжелая, или техника Лемона. Её суть – движение через дыхание.
Мне ближе техника Хортон и моё преподавание строится на этой технике. Существует несколько направлений, поэтому человек, пришедший заниматься модерном должен выбрать то, что ему ближе. Выбирая педагога он выбирает и ту технику, в которой будет развиваться. Но это далеко не всё. У каждого хореографа, танцовщика есть свой стиль. Когда делается хореография, на основе той базисной техники, которой танцовщик владеет, он добавляет то, в чем силен. Это может быть классический танец, джаз, модерн или даже хип-хоп. Стили миксуются (соединяются), получается нечто новое, оригинальное. Сейчас такой путь развития наиболее перспективен – миксовать стили. Для этого нужно учиться, повышать свой танцевальный уровень. Для учеников наиболее привлекателен тот педагог, который в процессе обучения дает знания не только по основному стилю, но знаком и с техниками других танцевальных направлений.
Валерия для Вас, человека уже состоявшегося и успешного в творческом плане, есть ли необходимость изучать что то новое?
- У каждого человека есть свои кумиры, которыми восхищаешься. Мне нравится компания «Галили дэнс» из Нидерландов. Хотелось бы научится так мыслить и так совершенно владеть контактной импровизацией. Думаю, что сейчас мне нужно совершенствоваться именно в этом. Мне интересна техника «Девяти точек». Лондонский «Laben Center» работает в этом направлении. Проблема только в одном – отсутствие времени.
Вы много говорите о планах коллектива, о прогрессе Ваших учеников, о трудностях и радостях в работе со студентами РАТИ (ГИТИС) и ничего о себе. Каковы Ваши планы? О чем мечтает Валерия Милто?
- Я педагог, работающий с детьми и, прежде всего мои мысли о них. У меня есть идея поставить балет на тему детской сказки, в которой много философии. В спектакле смогут принять участие совсем маленькие дети.
Есть ли у меня мечты? Иногда думаешь: « А можно ли мечтать о том, чтобы ещё танцевать?» На самом деле, у меня ещё есть желание собственной самореализации как танцовщицы. Моя преподавательская работа – это стабильно. Танцевальный Центр «Славянская слобода», факультет мюзикла РАТИ – всё очень нравится. Работа со студентами, людьми взрослыми и имеющими свою яркую индивидуальность, вокалистами – действительно это очень интересно. Но с другой стороны мне хочется самой танцевать и именно в модерновых постановках. Мюзиклы – да, хорошо. Мы большую роль играем в мюзиклах. Убери танцовщиков из мюзикла «Notre Dame de Paris» - это был бы просто концерт. Танцовщики весомая часть спектакля и ты это чувствуешь, выходя на поклоны. Ты получаешь энергию от зрителя, твоя работа понравилась. Когда наступал момент импровизации, для себя я ставила задачу сделать что-то новое, найти в себе какие то новые грани. Работала не только для зрителя, но и для себя. Но этот момент не каждый зритель увидит, так как в это время поёт артист, и большая часть зала смотрит на него. В модерновом спектакле каждое движение оценивается зрителем и ты получишь отзыв, что было классно, а что нет. Я хочу принимать участие в постановках, где танец является основой, а не прикладной частью.
Пока это только мечты, так как работа педагога, прежде всего ответственность перед учениками и их родителями. В принципе, это наша жизнь. Именно мы должны воспитывать новое поколение и если не смогу я, мои ученики станцуют в модерне.
Как Вы относитесь к выступлениям своих учеников?
- Стою за кулисами и очень переживаю. После выступления обязательно проходит разбор. Обсуждаем и удачи и допущенные ошибки. Для себя я делаю выводы по хореографии и вношу изменения, добавляю что-то новое. Любое выступление это этапы роста не только для моих учеников, но и для меня.
Валерия как Вы строите свои взаимоотношения с учениками? Вы либеральный педагог или требовательный и строгий?
- Это зависит от ситуации или от конкретного ученика. Могу быть жестко требовательной, но никогда не доведу ученика до страха. Я интуитивно чувствую границу дозволенного. Одного ребенка нужно поставить в жёсткие рамки, и я знаю, что он справиться с этим, а с другим этого делать нельзя. Он может замкнуться в себе. Моя мама педагог начальных классов. Все мои педагогические приёмы достались от неё по наследству.
Вы второй год являетесь педагогом современной хореографии не бюджетного курса факультета музыкального театра при РАТИ (ГИТИС). С чего началась эта работа и каковы Ваши задачи?
- Моя основная задача – научить взрослых уже людей танцевать. Многие из студентов имели танцевальную подготовку, но больше внимания уделяли вокалу. Студенты получают знания по различным танцевальным направлениям. Они занимались классическим танцем, модерном, джазом, степом, бальными танцами.
Существует ли у Вас какая либо психологическая подготовка учеников к выступлениям?
- Первое - это знание того материала, который будет продемонстрирован перед зрителем. Второе – это личная подача танцора. Я учу своих учеников, выйдя на сцену, не бояться зрителя полностью посвятив себя танцевальной демонстрации. Нужно выбрать конкретного человека, сидящего во втором или первом ряду и взглядом, жестом направлять свой танец этому зрителю. Часто бывает, что он смущается больше, чем сам танцовщик и отводит глаза.
Валерия я знаю, что в Вашей танцевальной карьере был опыт работы в клубах. Большинство наших читателей, это танцоры спортивного бального танца. Их выступления проходят в больших залах, где одновременно соревнуются от десяти до пятнадцати пар и зритель находится в достаточном отдалении. В клубах все иначе. Клубные танцоры большей частью работают по одному, а зритель может находиться на расстоянии вытянутой руки от танцора. Расскажите об этой работе, поделитесь своим опытом. Как работать в клубе?
- Обыватель не всегда хорошо относится к танцорам Go-Go. Мне кажется, это искусственно созданное мнение. Прежде всего, такая работа - хорошая школа. Особенно если танцовщик имеет определенную базу, клубная работа для него - колоссальный опыт. Сейчас в Москве есть клубы, где работают профессиональные танцоры, имеющие свои студии. Да, так они зарабатывают деньги, но и делают классные миксы на базе хип-хопа, R’n’B, джаза и модерна. И отношение к этим танцовщикам уже другое. Ведь порой танцор Go-Go пришел в клуб, оттанцевал что-то на сцене, получил свои деньги и все. Есть такая позиция. Да и организаторы в клубах не стремятся приглашать хороших танцовщиков, потому что они стоят дорого. Вот и пошла тенденция, что берут людей с улицы, умеющих двигаться под музыку и в красивом костюмчике. Возможно, это и сформировало общественное мнение, что танцоры Go-Go это самый низкий уровень. А, как правило, работающий в клубе должен быть профессионалом во всем, особенно во взаимодействии с ди-джеем и со зрителем. Танцовщик не знает, какую музыку поставит ди-джей. Интерес ди-джея, работающего с профессиональным танцором, поставить не просто качающую ритмичную музыку, а сложную музыкальную композицию с развитием, кульминацией, финалом. Любая смиксованная композиция несет в себе информацию, которую считывает танцовщик. Возникают ассоциации связанные с воспоминаниями либо от прочитанных книг, либо из жизненных ситуаций. Всё это на пике эмоциональности он выражает в своей танцевальной импровизации, пользуясь тем танцевальным опытом, который был накоплен. Чем больше у танцовщика знаний различных танцевальных стилей и техник, тем богаче язык его тела и ярче его диалог со зрителем. На музыку техно хорошо ложатся композиции, сочетающие хип-хоп, джаз, модерн. Техно – это живая музыка энергий. В организме человека энергия спит и что бы её расшевелить, нужны вибрации. Приходя в клуб, выполняя несложные движения под ритмичную музыку, ваше тело начинает вибрировать и спящая энергия пробуждается. Человек раскрепощается и выходит на другой уровень.
Если музыка сама по себе несет позитив, то вполне достаточно одного ди-джея. Зачем же в клубах танцоры?
- У кого-то восприятие идет через слух, у кого-то через зрение. Человеку нужна визуальная картинка и многие идут в клуб на конкретного танцора. А бывает и так, что человек посмотрев на танцора, захотел подняться на сцену и танцевать. Танцовщик даёт зрителю дополнительный драйв.
Как вы считаете, Валерия, что нужно, что бы стать востребованным танцором?
- Смотря, какую цель человек для себя ставит, приходя работать в клуб. Если он пришел танцевать Go-Go и этим вполне доволен, из него ничего не получится. Он останется посредственностью. Я даже не могу сказать, что это будет танцор. Это не танцор – это человек, который хорошо двигается под музыку. Если у человека есть потенциал - работа в клубе одна из ступенек к чему-то большему. Это может быть творческой работой, где приобретается опыт работы с ди-джеем,со зрителем, с самим собой. Танцор повышает свой профессиональный уровень, каждый день выходя на сцену с новыми идеями. При этом днем посещая мастер классы, занимаясь в танцевальной школе, изучая разные танцевальные стили – вот так становятся хорошими танцовщиками. Сейчас планка постоянно повышается и востребуемы универсальные танцовщики. Знать один танцевальный стиль, даже будучи в нем «звездой» – недостаточно. Помимо изучения новых танцевальных стилей девушки, а тем более юноши, идут в спорт зал и изучают трюки. Фляки, сальто являются красивым дополнением в современной хореографии.
А в каком направлении лучше танцору искать работу – сольные выступления или создавать мини команду из двух, трёх человек?
- Когда выступают два, три человека это выглядит эффектней. Допустим, постановка начинается с фристайла, потом синхрон и всё технически чистенько сделано – красивое зрелище! Чем мне нравятся программы шоу-балета «Street Jazz»? Все интересно смиксовано: есть кусочек из классики, театральная тема, танцевальный кусок: синхроны, мини дуэты. Мы видим в хип-хоповской теме элементы контактной импровизации, переходов в пол. Всё это хорошо смотрится в группе. Сольное выступление для танцовщика значительно труднее. Выразить идею номера, заполнить пространство сцены, сделать хореографию достаточно полной, без повторений – всё это требует от танцующего соло больших затрат по времени. Такой номер делается дольше.
В любом случае танцовщик сам решает, что на данном этапе для него актуальней.
Статья была опубликована в журнале «Звезды над паркетом»
в 2005г.
Здесь опубликован сокращенный вариант.
Копирование только с разрешения автора – Елены Беликовой!
|