Статьи

Главная

Напишите мне

Михаил Соловьёв. часть I

Елена и Михаил Соловьёвы:- «Танец – это часть жизни».
.......( Часть I ).............

Нашу жизнь мы можем сравнить с книгой, в которую каждый день из года в год мы вписываем все новые и новые страницы. У одних книга жизни – захватывающий бестселлер, у других – череда скучных и унылых дней, похожих друг на друга, как сиамские близнецы. Что делает жизнь интересной? Задайте этот вопрос своим друзьям, и Вы услышите множество самых разнообразных ответов. В этом нет ничего удивительного. Все зависит от фантазии и возможностей. Но есть люди, для которых слова «унынье» и «скука» - редкие гости. Их жизнь уже многие годы связанна с творчеством и это неиссякаемый источник вдохновения и интереса. Мои герои – танцоры профессионалы, финалисты Чемпионатов России по латиноамериканским танцам Елена и Михаил Соловьёвы.


Михаил расскажите, как начиналась Ваша танцевальная карьера? Её истоки, видимо, следует искать ещё в юном возрасте?

- Все мои танцевальные «счастья-несчастья» смогли произойти только благодаря моей маме Соловьевой Галине Аркадьевна. Мама долгое время занималась классическим и народным танцами, работала в Доме художественной самодеятельности г. Кирова методистом организатором. Вечерами она забирала меня из детского садика и приводила к себе на репетиции. Из-за кулис я наблюдал за тем, что происходило в зале и мне это «жутко» нравилось. Особенно мне нравилось смотреть на ноги танцоров. Активность движений, ярко выраженная работа стопы, дроби, прыжки – все это вызывало колоссальный интерес. Думаю, что именно тогда у меня появился интерес к танцу – я смотрел, мне захотелось повторить.
Следующий этап – школа. Мама предложила дирекции моей школы эксперимент. В первом классе, где я учился, был добавлен еще один предмет – ритмика. Класс стал называться «с хореографическим уклоном». Все 30 человек занимались основами классического танца и учились танцевать полонезы, польки и т.д. А уже через год
( 1976 г) в новом Дворце Культуры «Космос» появился первый коллектив спортивного бального танца «Радуга». В тот период было еще одно яркое событие, повлиявшее на мою дальнейшую жизнь. На турнире, проходившем в Кирове, я увидел показательные выступления Татьяны и Юрия Сиверс. Я учился танцевать вару-вару, польки и только слышал о выдающихся танцевальных парах, а когда увидел «в живую» мне еще больше захотелось танцевать. Я влюбился в эти танцы! Речь не шла о том, сколько я буду танцевать. Пришло осознание того, что ХОЧУ ТАНЦЕВАТЬ!
С этого момента началась моя спортивно-концертная жизнь.

Следовательно, с 7-ми лет придя в ТСК «Радуга» Вы начинаете заниматься спортивным конкурсным танцем. Отличалось ли преподавание в Вашем городе от того, как учат танцоров сейчас?

- Я не могу сравнивать. Дело в том, что каждое поколение преподавателей старалось максимально дать то, что знает, как умеет, как чувствует. Это было новое искусство и на вопросы техники: как двигаться, за счет чего - все искали ответы. Кто-то кинопленку достанет, кто-то сможет на занятия в Москву к Людмиле и Станиславу Поповым съездить. Вот так по крупицам собирали информацию. Конечно преимущество нынешнего периода – это многообразие и доступность любой информации.
А что касается дополнительных занятий, здесь вновь нужно сказать спасибо моей маме. Работая во Дворце Культуры ей трудно было скрыть, что сын занимается в танцевальном коллективе. Вот так и получилось, что я стал заниматься еще и в коллективе народного танца «Ветерок».

Что Вам это дало?

- Очень много. Во-первых, это станок. В то время бальные танцы считались каким-то отдельным видом искусства, и бытовало мнение, что станок не нужен. Главное - работа бедер и т. д. Это сейчас все понимают, что тело должно быть дисциплинированным. Пять лет занятий в коллективе народного танца дали мне хорошую хореографическую подготовку.
Но и это было еще не все. Я посещал музыкальную школу (по классу скрипки) и пел в хоре. Моё детство и юность – это такой творческий винегрет! (смеётся). В школьные годы я не знал, что такое гулять со сверстниками – все время учился, в пред армейский период я не знал, что такое дискотеки – все время были тренировки.

И как долго у Вас продолжалась такая бешеная нагрузка?

- Это длилось с семи до тринадцати лет. Потом пришлось от многого отказаться, я подорвал здоровье. У меня начались проблемы с желудком, были жутчайшие боли после любого приёма пищи. Врачи на месяц отстранили от всех занятий и отправили в санаторий.
Вернувшись из санатория, я сделал выбор в пользу спортивного бального танца. В 1983 году закончив восьмой класс общеобразовательной школы, поступил в культпросвет училище на хореографическое отделение. Окончив училище, был призван отдать свой долг Родине. В армию ушел, будучи танцором «В» класса ТСК «Надежда» рук. Андрей Шамшуров.

Повлияла ли служба в армии на Ваши жизненные приоритеты?

- Представьте себе – да. Почему-то пропало желание танцевать. Возможно, сыграло роль то, что моя предыдущая жизнь была очень изолирована - у меня не было других интересов, кроме танцев. Вдруг появились комплексы: я стал стесняться, не хотел становиться в пару, танцевать. Помогли мне вернуться мама и Андрей Шамшуров. Мне поручили вести занятия в школе танцев. Это был такой психологический прием - помочь мне адаптироваться. Я вновь пропитывался музыкой, фанатично настроенными людьми, которые чего-то все время хотят, к чему-то стремятся… Меня не бросили, поддержали. Андрей помог найти партнершу. Мы стали готовиться к конкурсу, который проводил Андрей и вот тут, с этого турнира, началась моя вторая жизнь… На турнире была Татьяна Николаевна Костина. Она поговорила со мной, сделала ряд предложений и свои 19 лет я уже отмечал в Москве. Моей первой партнершей здесь стала Наталья Полосина. Наше партнерство было успешным. Буквально с первых турниров мы становимся стабильной финальной парой. Наиболее яркие воспоминания этого партнерства – финал Чемпионата Москвы по «В» классу. Ну что там говорить! Москва являлась центром танцевального движения Советского Союза, стать бронзовыми призерами Чемпионата Москвы – для меня, провинциала, это была сенсация! Наше успешное партнерство закончилось, когда из армии вернулся муж и бывший партнер Натальи – Павел Полосин. Я долго не мог найти замену Наталье и переключился на преподавательскую работу. В Клину было много желающих заниматься у меня: шесть групп, более 120 человек. При поддержке администрации города я организовал детский эстрадный коллектив «Шанс». Наши хореографические постановки были в совершенно разных танцевальных стилях: брейк данс, модерн, диско, народные, классика. В этой работе мне помог накопленный опыт моей юности, учебы в культпросвет училище и все получалось. Дворец Культуры нам выделил автобус, на котором был сделан трафарет «Хореографическая студия «Шанс» и мы ездили по гастролям со своей концертной программой. Это было хорошее время – я был востребован, занимался интересным делом, и у меня не болела голова «А что там моя партнерша?». Но я не терял связь с Татьяной Николаевной, а она, видимо, не хотела отпускать меня из бальных танцев. Её пригласили поработать месяц в Польше. Она берет меня с собой тренировать детский джазовый коллектив. Я никогда не был заграницей, это было интересно. Месяц активной работы в Польше и я вошел в отличную форму, как танцор. Там впервые узнал что, оказывается, есть турниры по диско танцу. Меня попросили сделать номер «соло» для одной из учениц и на Чемпионате Польши с этим номером она завоевала третье место. Это было приятно, но у меня вновь возникло непреодолимое желание танцевать самому. Вернувшись в Москву, стал в пару и приступил к тренировкам.

Михаил, слушая Вас, приходит мысль, что судьба Вас проверяла. Расскажите, как вы познакомились с Еленой?

- В 1988 году, когда я приехал в Москву я знал только Татьяну Николаевну Костину, Алексея Федоровича Кочеткова и Лену Пенькову. Если быть честным, мне всегда хотелось стать в пару с Леной, но у неё был партнер. Вспоминая те годы Лена как-то сказала, что и у неё было аналогичное желание, но в то время все решал только наш главнокомандующий – Татьяна Николаевна. Хотя судьбу не обманешь и спустя несколько лет, в 1992 году наше партнерство состоялось и продолжается до сих пор.

Встав в пару с Еленой, Вы танцевали 10 танцев?

- Да. У нас по любителям было три Чемпионата России по 10-ти танцам.

Кто тренировал Вашу пару?

- Татьяна Николаевна Костина, Алексей Федорович Кочетков, Виктор Никовский, Лариса Давыдова, Владимир и Елена Колобовы, Игорь и Иветта Кондрашовы, Станислав Попов, Колин Джеймс, Керрол МакКрейд, Том Грэтен, Бианка Шрайбер, Руд Вермэ, Талят и Марина Торсиновы.

Кто из перечисленных педагогов наиболее повлиял на Ваш творческий рост?

- Знаете, чтобы построить здание нужно, прежде всего, заложить фундамент и возвести стены. Фундамент, думаю, был заложен моей мамой, а стены мы возводили совместно с нашими педагогами. Каждый из них вложил свой кирпичик в эту стену.

Как Вы оцениваете результативность пары Михаил Соловьёв – Елена Пенькова?

- Мы долго станцовывались. Лене очень нравился St, мне La. Но мы помогали друг другу. Время было выездное, мы очень много ездили по России. Чемоданы иногда даже не распаковывались. Это выматывало. Скажу любимым Лениным выражением: «В год по чайной ложке…» и уже к 1994 году пара заявила о себе.

Михаил, почему Вы решили перейти на одну программу?

- Не секрет, что чем выше рейтинг пары, тем больше времени и денег затрачивается. На определенном этапе увидели, что латиноамериканская программа по качеству и по оценкам судей ушла вперед. Решение пришло само собой.

С чем было связанно решение перейти в профессионалы?

- У нас был вынужденный годовой перерыв, связанный с рождением дочери. Затем (1997 г.) мы вышли на два турнира по любителям и реально оценили обстановку. В любом виде спорта молодежь не остановишь, она все время пребывает. Спорт не терпит пауз. Мы ощущали себя в любителях некомфортно. В этот момент нас морально поддержал Станислав Попов. Именно он первый предложил перейти в профессионалы.

А как Вы считаете, когда пара должна принимать решение о переходе в профессионалы? Что пара теряет и что приобретает?

- Переход в профессионалы не возможно запланировать. Для одних это физическое состояние, для других цепочка поражений, у кого-то что-то еще…. Все очень индивидуально.
В любителях, безусловно, большее количество турниров, но в профессионалах другая аура, появляется ощущение внутренней творческой свободы.
С изменение статуса у Вас поменялись тренеры?

- В профессионалах у нас уменьшилось их количество. Сейчас мы занимаемся, в основном, с зарубежными педагогами.

Будучи любительской парой, Вы длительное время тренировались у Виктора Никовского. Изменив статус, Вы посчитали не этичным заниматься теперь уже у своего соперника?

- Абсолютно нет связи с этикой (смеётся). Нам с Еленой пара Никовский-Давыдова всегда безумно нравилась! Когда возникла возможность с ним тренироваться – мы были счастливы! А после годового перерыва, наши первые спортивные сборы прошли в «Русском клубе». После перехода в профессионалы нас стали знакомить с западными специалистами. Дувановы нас познакомили с Колин Джеймсом, Колобовы с Рудом Вермэ и Керрол МакКрейд, Поляков Саша с Бианкой Шрайбер. Вот так получилось, что последнее время это наши основные педагоги с кем сотрудничаем.

Михаил в 2001 году Вы становитесь финалистами Чемпионата России по профессионалам (латиноамериканская программа) и в 2002, 2003 гг. вновь в финале. Было ли это неожиданностью или Вы рассчитывали на такой результат?

- Каждый финал – неожиданность! Первая неожиданность – в 2001 г. стали финалистами, вторая неожиданность – в 2002 г. взяли бронзу, третья неожиданность – в 2003г. когда в профессионалы пришли такие качественные пары: Вышегородцев-Петрова, Павлов-Полянина, Бущик-Бушуева – стать пятыми! Это дорогого стоит!

Что для Вас значит успех? Насколько важно в танцах побеждать?

- Что такое успех? Признание публики. Что такое 1 место? Это то, куда все хотят попасть. Но это место одно. Когда всё, что ты смог накопить, собрать и реализовать, выйдя на паркет, оценивают на 1 место – это видимо и есть успех! Важно ли это? Я раздваиваюсь, отвечая на этот вопрос. Турнир, соревновательность, борьба – безусловно важно, какое место ты займешь. Быть первым – это популярность и даже попадание в финал, в шестерку сильнейших пар турнира - это счастье и стимул для дальнейшей работы. В спорте победа играет важную роль. Но в нашем виде спорта есть такое понятие - творчество. Достаточно часто происходят ситуации, когда полуфинальная пара срывает шквал аплодисментов и признание публики, а финальная пара этого не имеет. Как относиться к этому? Понятное дело, что призовые места – это путевка на Чемпионаты мира и Европы и для спортсмена это очень важно, но часто зрители любят, поддерживают и восхищаются творчеством тех, кто не стоит на пьедестале.

Михаил Ваш танец всегда был артистичен, эмоционален, имел сильное воздействие на зрителя. Не возникает ли соблазн уйти от соревновательности на эстраду и заниматься только творчеством.

- Слава богу, что кроме пяти конкурсных танцев есть еще такие направления как шоу, сэквей. Рано или поздно некоторые из профессионалов решают для себя, либо вообще уйти, либо переориентироваться на другую программу. Возможно, это и к нам подкрадывается. Сейчас экспериментально сделали шоу номер. Постановщик Тон Грэтен. Это ужасно интересно! В этой работе много новых идей, какие невозможно показать в конкурсном танце. Мы обращали внимание на интересные шоу номера Александра Зенкевича, Олега Романова. Это были работы Тона Грэтена. С ним нас познакомил Володя Щеплецов. Начали мы с танца «Румба», но во время совместной работы возникало множество новых идей, которые решили воплотить в отдельный шоу номер. Тон привез музыку, хореографию номера, а исполнение будет наше (смеётся). Думаю, что в будущем сезоне мы найдем возможность показать этот номер публике.

Миша у Вас уже достаточно долгая танцевальная биография. Расскажите нам о какой-нибудь интересной ситуации, произошедший с Вами.

- Ситуаций было множество, но сейчас вспомнилась, почему-то, первая наша поездка в Англию. После выступления ужасно захотелось кушать. Мы с парой Алексей Тишин-Наталья Прилипко решили зайти в индийский ресторанчик. Было поздно, ресторан был пуст. Нас приняли очень хорошо. Из нашей компании никто не говорил по-английски. Принесли меню, мы элегантно пальчиком на что-то там указали. Сидим, пьём вино и обсуждаем выступление. Стали приносить еду, которой на удивление оказалось очень много. Потом нас метрдотель сфотографировал за столиком. И когда мы собрались попросить счет – нам несут еще что-то. На большом подносе стоят четыре стопки с горящей жидкостью и плавающим кофейным зернышком. Уже спустя некоторое время мы узнали, что оказывается, это был подарок от хозяина за большое количество заказанных блюд. А когда принесли счет – надо было видеть наши лиц



Hosted by uCoz