Статьи

Напишите мне

Сергей Пенкин: - «Если бы я мог изменить мир, хотел бы, чтобы он был похож на турнир по бальным танцам».

Пенкин Сергей Михайлович родился 10 февраля 1961, Пенза.
С трех лет пел в хоре, окончил музыкальную школу в Пензе, служил в армии, затем окончил Пензенское культурно-просветительское училище. С 1987 жил в Москве, работал дворником. Учился в Московском музыкальном училище эстрадно-джазового искусства имени Гнесиных. Окончил училище в 1992 г. (класс вокала). Параллельно с учебой работал вокалистом в ресторанных ансамблях, ездил за границу в составе варьете ресторана гостиницы «Космос». В настоящее время учится в Московском институте современного искусства. Диапазон голоса Пенкина - четыре октавы. Он поет как популярные западные шлягеры, так и русские народные песни, русские романсы, джазовые стандарты.

Сергей Пенкин - яркая и сильная личность. Он, преодолевая трудности, с добром и любовью идёт по тернистому пути служения искусству, ведя за собой всех тех, чья душа живая, кто испытывает колоссальную тягу к прекрасному. Творчество Сергея никого не оставляет равнодушным. Ни одного человека! Кто-то его просто не понимает, а кто-то за необычной формой исполнения откроет для себя что-то истинное и сокровенное. Слушая песни в его исполнении, Вы обретаете возможность слушать сердцем и открывать для себя глубинную суть вещей.
Наш журнал о танцорах и для танцоров, но не сомневаюсь, что нашим читателям будет интересно узнать о звезде российской эстрады - Сергее Пенкине.

Сергей, за 12 лет Вашей концертной деятельности о Вас очень много уже написано, и, давая интервью, Вы неоднократно отвечали на ряд повторяющихся вопросов. Но я уверенна, что истинным почитателям Вашего таланта будет интересно прочесть ещё раз пусть даже известные факты. Я надеюсь, что это интервью поможет нашим читателям узнать о Сергее Пенкине что-то новое… Где Вы родились? Расскажите о своей семье, о родителях?

Я родом из Пензы. Моя семья была большой и дружной, помимо меня было три сестры и брат. Жили очень скромно, как и большинство многодетных семей. Папа работал машинистом, а, уйдя на пенсию, - вахтером. Мама занималась детьми и подрабатывала в церкви. Именно она привела меня за ручку в храм, где я стал петь в церковном хоре.

Каким ребенком Вы были - домашним, «мягким и пушистым» или сорвиголова?

Я, наверное, скорее был домашним ребенком, послушным. Но любил улицу и был жуткий спорщик. В школе во многом не соглашался с учителями, потому что жизнь учила меня по-другому. Возмущался и доказывал свою правоту, отстаивал свою точку зрения.

О чем мечтал маленький Сережа Пенкин? Вспомните, кем Вы хотели быть в детстве?

Я всегда хотел быть певцом. Совсем ещё маленьким мальчиком приходил в церковь и с замиранием сердца слушал церковную музыку, пение хора. Мне это очень нравилось. Став старше, заинтересовался эстрадой. По пятницам ждал и слушал «Ритмы зарубежной эстрады». Хотелось слушать что-то необычное.

Ваша учеба в школе.… Были ли трудности, проблемы. Какой предмет был самым любимым в школьной программе?

Любил рисование, хотя рисовать не умею. Нравилась литература, история Древнего мира. Период революций меня интересовал мало, хотя когда изучали, переживал и думал: «Какие ужасные эти буржуи, а все революционеры хорошие». Но потом в жизни всё оказалось по-другому. Кстати, моя мама дворянского сословия. У нас хранится документ, подтверждающий факт венчания моих дедушки и бабушки в церкви Пензенского уезда. Сейчас стало модно покупать грамоты о дворянских титулах, но приобретение документа ничего не меняет, если нет внутренней культуры. К сожалению, сейчас в шоу-бизнесе считается чуть ли не хорошим тоном небрежность в одежде, хамоватость, на сцену выходят в джинсах или почти в нижнем белье. Всё меньше мы видим эстетики на сцене, а иногда рабочий или крестьянин выглядит и ведёт себя намного культурней, как истинно интеллигентный человек. Интеллигентность, в моём понимании,- это как ты относишься к себе и твоё отношение к людям.

Вы - человек настойчивый. Поставив цель, добиваетесь её несмотря ни на какие трудности видимо, это одна из черт Вашего характера? Об этом говорит хотя бы тот факт, что Вы поступали в музыкально-педагогический институт им. Гнесиных 10 раз и только на одиннадцатый были приняты. То, что Вы обладали хорошими вокальными данными, было очевидно. Как Вы могли бы объяснить такое упорство экзаменаторов по отношению к Вам?

Коррупция была уже и тогда. Нужны были дорогие подарки, связи. Кто-то не понимал мою музыку, то, что я необычно пою. В моём репертуаре никогда не было песен «партийной» тематики, я предпочитал фирменные вещи.

Скажите, что поддерживало Вас все эти годы, откуда черпали силы - не отчаяться, не бросить всё и заняться чем-то другим, стать, к примеру, художником-дизайнером?

Прежде всего я всегда чувствовал поддержку и заботу своей семьи. Не знаю, откуда брались силы.… Наверное, мой ангел-хранитель был всегда со мной. Несомненно, помогало моё упорство, целеустремлённость. Я всегда знал, что быть певцом - это моё призвание, моя судьба. Но надеяться только на судьбу - неверно, нужно прикладывать большие усилия, неустанно трудиться над собой, чтобы чего-то в жизни достичь. Верно гласит народная мудрость «под лежачий камень вода не течёт». Это не нужно забывать никому, кто поставил для себя какую-либо цель. Бывает и так, что ты над чем-то работаешь, бьешься, но ничего не выходит. Значит это сейчас, в этот момент не дано, но будет потом. Жаль, что уходят года, время, силы. Осознаю, что мог бы сделать много нового, интересного.

Кстати о художнике- дизайнере. Действительно ли, что все свои многочисленные сценические костюмы Вы придумывали сами?

Да, все костюмы я придумываю только сам. Как это происходит? По-разному. Спать я ложусь поздно, возникают какие-то образы. По телевидению смотрю показы мод, там можно почерпнуть идеи. Привожу из Италии журналы с модными силуэтами для мужчин. Это создает какой-то базис, а дальше - моя фантазия.

Уже первые Ваши выступления поражали публику. И это не только Ваш изумительный голос, но и то, как Вы выглядели. Эпатаж на сцене - это хорошо продуманный имидж или это и есть Сергей Пенкин?

Пожалуй, и то, и другое. Я любил и люблю одеваться ярко, несмотря на то, что много грязи по этому поводу слышу от журналистов. Но, тем не менее, как можно выбить из человека то, что он любит в жизни всё очень красивое. Возможно, я - романтик, но если бы мог изменить мир вокруг нас, хотел бы, чтобы он был похож на турнир по бальным танцам. Красивые, ярко одетые люди, одухотворённые лица! Как мало в нашей жизни праздника. Бывая в Европе, видишь на улицах ярких, необычных людей. Хотя там также идет дождь и снег. А у нас преобладает в одежде серый и черный тона. Скучно и однообразно одеваются наши люди, поэтому хочется делать праздник на сцене.

Видимо, на эстраде и должны быть яркие исполнители, которые в состоянии это сделать?

Наверное, да, но нужно знать меру. Чтобы не было пошлости и в голосе, и в одежде. Пока нет культуры, мы не научимся ценить настоящее искусство.

Возможности Вашего голоса с диапазоном в 4 октавы, он занесён в «Книгу рекордов Гиннеса». Это событие что-либо изменило в Вашей жизни?

В нашей стране - абсолютно нет. У меня был случай, когда я летел в Америку на гастроли. В самолёте было много артистов, летевших на «Песню года». Командир корабля, поклонник этих артистов по радиосвязи сказал, что рад приветствовать на борту лайнера и назвал всех, кроме меня. Я «проглотил» это, подумав, что, видимо, доля у меня такая и отношение людей ко мне в нашей стране. Когда мы прилетели в Нью-Йорк в аэропорт Кеннеди, была очень длинная очередь. Я стоял в самом конце нашей актерской команды. Ко мне подошёл негр- полицейский. Спросил: «Мистер Пенкин?» Он взял у меня автограф и провел через паспортный контроль. Я получил удовольствие и показал всем кто они, а кто - я.

«Принц Серебряный», «Хрустальный голос России»- какими только эпитетами не награждали Вас восторженные зрители. А что официальные органы, чем отмечен Ваш талант в нашей стране?

В принципе, ничем. За исключением того, что я получил премию «Овация» в 1994 году. Вокруг этого было много шума, некоторые звёзды были недовольны, что награжден именно я. Привыкли, что одним всё, а других не признают. Представьте, что в Америке, например, будет петь одна Уитни Хьюстон? Просто смешно. Постоянно появляются новые таланты, но это не значит, что о других звёздах нужно забывать. Надо любить всех. Когда встречаешься с иностранными певцами, музыкантами, очень приятно с ними работать. Совершенно другие ощущения, когда работаешь с нашими. Столько негатива, столько пафоса, каких-то «понтов», хотя я не люблю это слово. Лучше бы человек показывал, насколько он профессионал. Но пафос бывает иногда и от безысходности. Защитная реакция, не быть униженным.

Как известно, Вы поёте на многих языках мира. А каким иностранным языком владеете?

Для меня наиболее близок итальянский.

Вы часто бываете в Италии? Были у Вас там гастроли?

Гастроли были в течение месяца на юге Италии в Торонто. Там был забавный случай, когда хотели сорвать мой концерт. Компания сицилийских функционеров перед концертом пригласила меня в ресторан. Был шикарный обед и много тостов. Когда меня наконец-то привезли на концерт, оказалось, что не работают микрофоны. Концерт проходил под открытым небом, и в этот день, как нарочно, было очень много народу. На заборах «гроздьями» висели дети. Пришлось петь без микрофона, не в помещении это намного трудней. Ничего, выкрутился.

А что для Вас понятие «звёздность»?

Я довольно - таки простой человек. Всего в жизни достигал трудом, и нет во мне пафоса, желания выделить себя, окружить охраной, свитой. У меня охрана только дома, и то, это связанно с тем, что мою квартиру несколько раз обворовывали. Я не называю себя «звездой», но у меня есть признание зрителей по всему миру.

Где-то на отдыхе, в неофициальной обстановке к Вам могут подойти люди, завести беседу, пригласить в гости?

Конечно. Но это, смотря, в какие гости и по обстоятельствам.

Следовательно, Вы не проводите границу между собой и Вашими поклонниками?

Абсолютно нет. В жизни я совершенно другой человек, чем на сцене. Работая, я перевоплощаюсь. Не терплю, чтобы меня дёргали, отвлекали. Артист должен полностью отдавать настроение, энергию в зал. Не терплю халтуры.

К чему в жизни у Вас стойкое негативное отношение?

Негативно отношусь к пению под фонограмму, когда на сцену выходят в рабочих комбинезонах, считая, что это очень модно. Певица должна работать в красивом наряде, как это принято в Италии, во Франции. У нас же всё более американизировано. Хотелось, чтобы было больше культуры.

Сергей, насколько Вы консервативны? Как относитесь к тому, что сейчас на сцене мы видим артистов в более чем откровенных костюмах?

Откровенность откровенности рознь. Если девочка выходит в топике типа лифчика и в джинсах, мне это не интересно. Я смотрю с позиции мужчины - эта женщина не интересна, она уже полностью открыта. Мужчину манит загадка. Если же она выйдет в вечернем платье, сквозь тонкую ткань которого будет слегка угадываться силуэт её тела – это будет более сексуально, более красиво. Так выходили на сцену Марлен Дитрих, Мерилин Монро. Девочка в джинсах - это дискотечный вариант. Я понимаю, что она молода, красива, но её хочется скорее засунуть в стиральную машину и постирать. Такое ощущение, что она не отмыта.

Путь артиста труден и не усыпан розами. Возникают конфликтные ситуации, проблемы с коллегами. Умеете ли Вы идти на компромиссы, прощать обиды?

Умею, прощаю, но всему есть предел. Не хочу, чтобы садились на шею и свешивали ножки. Гастрольная жизнь артиста очень сложна. Гастроли – это когда ты прилетел и сразу нужно выходить на сцену, не отдохнув, не покушав. Это когда у тебя болит горло, температура, а ты должен петь и улыбаться. Где-то нет самолёта, едешь в холодном поезде или автобусе. Приезжаешь в гостиницу, нет приличного номера или нет горячей воды. И здесь никакая звёздность не поможет, нужно идти на компромиссы. Теоретически я могу понять, почему человек это сказал или сделал, но никогда не смогу простить предательства. В моём коллективе 16 человек. В жизни я демократичен, но всё, что касается сцены, это другое. Во всём, что относится к творчеству, я очень требователен.

Финансово Вы достаточно независимы. Как относитесь к финансовым рискам? Можно ли о Вас сказать, что Вы человек азартный?

Человек я азартный. В финансовом плане не хотелось бы иметь ту неопределенность, когда сегодня есть концерт, а завтра нет, и не знаешь, что будет дальше. Иметь хороший достаток, для того, чтобы построить свой театр, открыть школу и помогать малоимущим. Совершать поступки, которые не приносят денег, а доставляют наслаждение оттого, что ты помогаешь хорошим людям. И если всё это ты даёшь им бесплатно, нужна хорошая денежная подпитка.

На Ваши личные средства реставрируется церковь в г. Пензе. Это жест благотворительности или внутреннее состояние души?

Она не реставрируется, а выстроена заново. Это большое кладбище на окраине города. Церкви там не было. И в память о моих родных: маме, папе и брате я решил построить церковь. Был сделан проект. Уложили фундамент, возвели стены, поставили купола. Сейчас делают очень красивое, как в Питере, ограждение. Пенза - провинциальный город, и улицы плохо освещены. Я хочу установить красивые фонари вокруг церкви, чтобы в любое время люди могли найти дорогу к Храму. Иконы привёз из Троице - Сергиевского монастыря. Надеюсь, что к Пасхе начнутся регулярные службы.

Совсем недавно был кастинг по отбору танцоров в Ваш коллектив. Расскажите подробнее об этом. Какие критерии отбора? Какие задачи Вы ставите перед танцорами?

Основной критерий – универсальность. Мне нужны танцоры, умеющие танцевать бальные танцы, современную хореографию, знакомые с народным танцем. Балет должен дополнять, быть гибким. Моё творчество разнопланово: пою классику, джаз, романсы, народные песни.

Человеку свойственно мечтать, вероятно, Вы не являетесь исключением. Добились ли Вы в профессиональном плане всего, о чем мечтали в самом начале своей карьеры?

Нет, я не удовлетворен. Сделано ещё не всё, о чём мечтал. Появляются новые цели, жизнь вносит свои коррективы.

И в заключение нашей беседы, что бы Вы могли пожелать танцорам, чья творческая биография только начинается?

Молодым начинающим танцорам я хочу посоветовать, не замыкаться в узких рамках своего творчества, стремиться к разноплановости. Не жалеть себя на репетициях и помнить о том, что «тяжело в учении - легко в бою». Не пугаться трудностей, они обязательно будут. Нужно в самом начале пути понять, готов ли ты идти до конца, направляя свою энергию в творческое русло, для достижения поставленной цели. Есть только один выбор из бесконечного множества возможного. Осуществляя его, желаю, чтобы результат принес счастье вам и тем, кто вас окружает.

Статья была опубликована в журнале «Звезды над паркетом»
№ 10(123) в мае 2003г.
Здесь опубликован сокращенный вариант.

Копирование тольк



Hosted by uCoz