Статьи

Напишите мне

«Звездный экспресс» возвращается в Россию.

« Успех профессионального танцора лишь в малой степени зависит от таланта и способностей. Главное - готовность к постоянному труду» - руководитель данс шоу "Звездный экспресс" Владимир Андрюкин.

Владимир, расскажите, с чего начиналась Ваша творческая биография.

Начиналось все в Орле, где я вырос. Танцами стал заниматься с одиннадцати лет. Завуч нашей школы, решив приобщить молодежь к танцевальной культуре, собрал всех учеников в актовом зале на урок по спортивному бальному танцу. Для этого был специально приглашен преподаватель – Валентина Тимофеевна Чибисова, большой энтузиаст бального танца. В то время (1968 г.) бальные танцы были не очень приветствованы. Валентина Тимофеевна смогла заинтересовать и открыла для многих удивительный мир танца. Я заниматься сразу в трех кружках. Занятия бальными танцами продолжались и во время моей учебы в МЭИ.

В 1978 году стал в пару с Олей Чеботаревой (впоследствии Андрюкиной). К 1981 наша пара становится одной из лидирующих пар Советского Союза в бальных танцах. Параллельно мы поступили и закончили балетмейстерский факультет ГИТИСа. На курсе было 9 человек из бальных танцев: Станислав и Людмила Поповы, Алла и Петр Чеботаревы, Володя Кузнецов, Женя Калиничева, Бруно Белоусов и мы с Ольгой. В тот период это были самые известные танцоры, преподаватели или судьи в мире спортивного бального танца. По решению ЦК КПСС нас приняли на балетмейстерский факультет (курс профессора Захарова, основателя советского драматического балета). Это была хорошая школа мастерства. Большинство «балетных» относились к нам как к самодеятельности, хотя среди нас были уже и чемпионы. К концу обучения мы смогли зарекомендовать себя с лучшей стороны. Я, например, у старшекурсников вел предмет «Современный танец».

Наша пара из сезона в сезон выступала все более результативно. На первом этапе мы тренировались у Евгении Калиничевой. В эти годы пара Евгения Калиничева-Бруно Белоусов одна из первых стала выезжать на международные турниры высокого ранга. Затем мы перешли в клуб, которым руководили Людмила и Станислав Поповы. Именно под их руководством мы вышли в звезды танцевального спорта. Людмила и Станислав были по рейтингу одной из сильнейших пар Советского Союза. Через некоторое время они убедительно заняли первую позицию и стали одной из первых профессиональных пар. Буквально через год-полтора наша пара так же перешла в профессионалы. Это был период, когда по политическим соображениям на зарубежные турниры выезжать было сложно, но когда это закончилось, наша пара выступила на всех официальных чемпионатах мира и Европы. Вместе с Поповыми в 1987 году были приглашены в Японию на «Мировой Чемпионат всех Звезд», куда приглашались лучшие пары страны и вошли в десятку сильнейших пар мира. Это было одно из последних наших выступлений. Мы приняли решение закончить свою спортивную карьеру.

С 1985 году в рамках Росконцерта было решено создать государственный танцевальный коллектив - ансамбль бального танца. Коллектив был создан под художественным руководством Аллы Николаевны Шульгиной. Начиная эту работу, мы смутно представляли, за что беремся.

С переходом на рыночные отношения Росконцерт не мог содержать такой большой коллектив, и нам пришлось создать данс-шоу "Звездный Экспресс", который состоял всего из 6 человек. С этим коллективом мы уехали работать в Европу, так как в то время было сложно с нашим репертуаром существовать на советской эстраде.

Первые гастроли прошли в 1990 году в Германии и Норвегии. Затем начали сотрудничать с агентством, которое обеспечивало артистами паромные линии «Силья Лайн» в Скандинавии. Это огромные паромы с большими на 800-900 мест клубами. Мы выступали с репертуарными программами на темы мюзиклов, популярной латиноамериканской музыки и т.д. Это были совместные программы с артистами цирка, со шведскими вокалистами. Благодаря этим работам наши контакты ширились, и мы объездили всю Европу: Франция, Великобритания, Дания, Швейцария и все пространство СНГ. В результате последние 15 лет мы практически работали зарубежом. Начинали вшестером, сейчас нас 30 человек. Планируем открыть свою танцевальную школу, что бы готовить ребят к профессиональной работе на сцене. Сейчас у нас прослеживается тенденция к театрализации. К осени подготовим несколько спектаклей, сделанных на базе всех наших программ. Есть программы, которые не получили достаточно яркого воплощения на сцене. Я имею ввиду танцы, основанные на музыке джаза, свинга, рок-н-ролла. Эти танцы незаслуженно забыты, а мы хотим показать их как можно большей аудитории. Коллектив частый гость на телевидении, но мы стремимся выйти на новый этап общения. Я вижу это не в разовых показах и участиях в телевизионных концертах, а целевые рубрики общеобразовательных каналов или канала культуры. Хорошо было бы иметь рубрику, информирующую телезрителя обо всем, что имеет отношение к танцевальной культуре в нашей стране и во всем мире, в разные времена. Это должно быть в равной степени развлекательно и познавательно. Потребность в этом есть. Могу судить хотя бы по реакции публики на наши выступления в России и зарубежом.

Сейчас мы поставили перед собой задачу поработать дома. Коллектив продолжает выполнять заказы, поступающие от иностранных заказчиков. Это дает стабильный заработок, возможность делать новый репертуар, покупать новые костюмы. В нашей стране планируем выйти на такой уровень, когда деятельность коллектива будет экономически оправдана, будет приносить прибыль, что позволит нам развивать свое дело здесь. Пока процесс идет сложно, но старт дан. Мы начинаем «с ноля», вновь завоёвываем зрителя и стремимся занять свою нишу в шоу бизнесе. Коллектив поддерживает плотные контакты с танцевальным миром, со спортивными и другими видами танцев. Это модные нынче хип-хоп и стрит дэнс, классические и народные коллективы. Все делается ради того, что бы больше расширить опыт танцоров. Своими работами мы убедительно доказываем всем, что бальный танец может быть ярким и красивым зрелищем для любой аудитории. Наши работы базируются на пластике и лексике спортивного бального танца, но имеют большее количество граней, не востребованных в спортивных танцах. Я полагаю, что это дает больше возможностей для популяризации бального танца в массах.

Спортивная жизнь достаточно замкнута и существует как некий закрытый мир, где свой зритель, свои взаимоотношения, свои приоритеты. По моим многолетним наблюдениям в эти приоритеты, как ни странно, не вписывается пропаганда бального танца. Существующую и уже давно сложившуюся внутреннюю структуру видимо все устраивает. А если и не устраивает, то не достаточно еще назрели перемены внутри этого жанра, который живет сам по себе.

Я довольно часто сталкивался на конкурсах спортивного бального танца с искушенными людьми, которые, однозначно высоко оценивая мастерство танцоров, быстро уставали от турнирного зрелища. Другими словами - им это становилось не интересно. Более того, очень часто они не воспринимали сам процесс, находя много странных, с точки зрения зрителя - обывателя моментов, которые трудно объяснить. Начиная, предположим, с мимики, какую используют танцоры во время танцев, или комбинации с большим количеством очень странных позиций и позировок. Люди с высокими эстетическими запросами удивляются – почему так? Если с позиции спортивного танца это абсолютно уместно, оправданно, именно так и должно быть, то с точки зрения публики -работает как ни странно в обратную сторону. Парадокс, но это есть.

Наш зритель порой ничего не знает о бальных танцах и нам приходится танцевать в местах, где нас не ждут. Выйдя на сцену, танцовщики должны станцевать так, что бы публика осталась довольна. Зритель должен быть убежден, что это профессионально, красиво. Потом приходит понимание, что это тоже бальные танцы, но несколько в другой форме.

В наших программах максимально используется техника спортивного бального танца. Для того, что бы быть в курсе всех технических новшеств в мире спортивного бального танца мы приглашаем на занятия ведущих российских спортсменов.

На данном этапе я вижу две задачи, два пути: это популяризация бального танца и создание на основе нашего репертуара нескольких тематических спектаклей. В мои планы входит и сверхзадача – делать шаги в сторону развития танцевальной пластики, найти некий синтез между лексикой конкурсных танцев и современной хореографии: модерн, джаз, хип-хоп, R’n’B. Многие из наших танцоров посещают занятия по современному танцу, затем мы здесь у себя всё это добросовестно повторяем и дополняем наши номера. Но пока это на уровне маленьких экспериментов, а я хотел бы сделать большой концерт, построенный на синтезе жанров.

Владимир, а кто является хореографом-постановщиком программ Вашего коллектива?

В основном, всю хореографию ставлю я сам. Существует такая «болезнь» у многих молодых руководителей – все делать самому. И хочу сказать, действительно долгие годы все делал сам. Самостоятельно делал музыкальные фонограммы для наших выступлений, ставил всю хореографию, с Ольгой разрабатывали эскизы костюмов, большинство из которых сами же и шили. Но чем выше поднимаешься в своем творчестве, физически на все не хватает сил. Иногда поступают заказы на репертуар, который мне не приходилось изучать. Однажды мы делали китайскую программу. Танго адаптировали к китайскому стилю самостоятельно, но поставить «Танец вееров» был приглашен специалист, в совершенстве владеющий этой стилистикой. Аналогично делали индийскую программу. Сначала наши танцовщики посетили несколько уроков по изучению индийского танца, а затем приступили к постановке программы. В свою очередь я делал некую адаптацию, пытаясь дополнить и разбавить все это лексикой бального танца.

Когда дело касается современной хореографии, я приглашаю специалистов этого направления. В настоящее время идет подготовка программы, которая будет универсальна и воспринята любым зрителем. В этой программе будет сочетаться синтез современных бальных танцев как технической основы и современных джазовых направлений, модерна, где не исключены и элементы хип-хопа.

Владимир в Ваших программах музыка, гармонично соединяясь с хореографией, очаровывает зрителя. Кто занимается музыкальной частью программы?

До сих пор до 90% музыки подбирал сам. Находясь за рубежом, много времени провожу в музыкальных магазинах. Во многих местах меня уже знают и составляют подборки дисков, которые я десятками прослушиваю и приобретаю с мыслью, что это нам когда-нибудь пригодится. Когда – не знаю, но знаю, что пригодится.

Сейчас у меня возникла острая потребность получить свою оригинальную музыку, написанную специально для нас. Это сложный момент, композиторов много, но что бы их творческие работы совпали с нашими идеями – не всегда получается. Сейчас я сотрудничаю с несколькими композиторами, и надеюсь к осени иметь пакет музыки и хореографии.

Какой уровень подготовленности должен быть у танцора, что бы его приняли в Ваш коллектив?

Все очень условно. Прежде всего, смотрю на данные человека, дано ли ему танцевать и на каком уровне.

Как Вы это определяете?

Это не возможно объяснить, но мне видно сразу. Танцуют несколько человек, и ты понимаешь – да, вот этот «звезда», а этот будет стоять во втором ряду третьей линии и не портить общую картинку, но «звездой» не будет никогда. И в каждом случае я решаю, что мне сейчас нужно – солист или танцор в общие номера. Бывает так, что поступает заказ на программу с большим количеством танцоров, мы принимаем людей на конкретный репертуар, нарабатываем с ними определенный базис. Если танцор за это время проявляет себя, он остается в коллективе, если нет –уходит.

Обычно я сразу никому не говорю ни да, ни нет. Люди могут около месяца быть у нас на стажировке. Наши танцоры разучивают с ними репертуар, на котором определяем способности танцоров. Наши требования отличаются оттого, что требуют в спортивном бальном танце. Только через месяц-два можно определить, будет этот человек у нас работать или нет.

При равных критериях отбора, чему Вы отдаете предпочтение?

Конечно внешний вид. Это лицо, фигура, пропорции, силуэт.

Владимир если предположить ситуацию, что в коллектив придут два танцора. Один очень техничен, но совершенно не эмоционален. Другой – артистичен, эмоционален, умеет взаимодействовать со зрителем, но с большими проблемами в технике бального танца. Кому Вы отдадите предпочтение, у кого будет шанс стать танцовщиком «Звездного экспресса»?

Естественно у второго, потому что техника дело наживное. У нас регулярно проходят уроки по технике исполнения, и мы сможем поднять уровень любого танцора. Но постепенно мы перейдем на такой уровень, когда мне лично не нужно будет учить танцора технике. Это их профессиональная обязанность. Я могу подойти к любому моему танцовщику и сказать, что, предположим, у него плохо получаются вращения. И все. Больше меня ничего не должно волновать. Все остальное –это его заботы, но через некоторое время я должен увидеть, что этой проблемы у него больше нет.

Какие наиболее чаще встречающиеся проблемы у новичков?

Проблема танцоров балльников – они умеют танцевать только то, что они умеют. Если надо сделать чуть-чуть в сторону, выглядят беспомощными. Новичков удивляет то, что у нас является нормой. На концертах случаются ситуации, когда буквально за пять минут до выхода на сцену мы слышим музыку, под которую должны работать. Буквально за несколько минут на словах мы проговариваем всю разводку, выходим и работаем. И выглядим абсолютно убедительно! В таких ситуациях проявляется мастерство и универсальность наших танцовщиков. Естественно, с таким танцем на фестиваль высокой хореографии не пойдешь, но это та работа, которая происходит постоянно. Реакция и мобильность наших танцоров несоизмеримо выше, чем у любого танцора спортсмена.

Статья была опубликована в журнале «Звезды над паркетом» № 10(186) в мае 2005г.
Здесь опубликован сокращенный вариант.

Копирование только с разрешения автора – Елены Беликовой!



Hosted by uCoz