Статьи
Напишите мне
|
Капоэйра – танец-бой, сокровище души бразильского народа.
Что такое капоэйра? Чтобы ответить на этот вопрос, следует сначала узнать об истории её возникновения и развития.
История.
Существует множество мнений, касающихся истории возникновения и развития капоэйры как воинского искусства. В наиболее распространенной версии говорится, что это искусство было создано африканскими рабами, вывезенными в Бразилию.
В 1500 году португальцы высадились в Бразилии. В качестве рабов они использовали местных индейцев. Но индейцы либо быстро погибали в неволе, либо убегали в сельву. И тогда было решено ввозить в Бразилию рабов из других португальских колоний - Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Рабы привезли свою культуру и традиции, часть которых позже стали одной из составляющих капоэйры. У некоторых африканских племен существовал обряд "N''golo", что означает "Танец зебр". В этом танце молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом. Этот танец в сочетании с некоторыми другими боевыми традициями африканских племен, лег в основу капоэйры.
Как и индейцам, многим африканцам удавалось бежать. Они учились выживать. Беглые рабы образовывали "свободные поселения". В этих поселениях капоэйра формировалась и развивалась как боевое искусство, обогащаясь различными знаниями и техникой. Капоэйра - это борьба за свободу, за жизнь, за справедливость; это оружие слабых против сильных.
Школа.
В 1932 году в Бразилии открывается первая официальная школа капоэйры. Появились два стиля, две школы. Стиль «Капоэйра Режиунал» ориентирован на боевые аспекты, а стиль «Капоэйра Ангола» - на её традиционно ритуальный и игровой характер. Я думаю, что нет ни одного воинского искусства, которое бы в себе сочетало и музыку, и песни, и виртуозное владение своим телом, и боевые прикладные аспекты.
Занятие проходит под ритмичную танцевальную музыку. Музыка в капоэйре является одним из важных моментов этого искусства. Она создаёт атмосферу, в которой наиболее полно и красиво ты можешь выразить себя. Невозможно усидеть на месте. Хочется снять обувь и войти в зал, чтобы принять участие во всеобщем движении. Как объяснить это состояние? Трудно. Оно рождается в глубинах вашей души, как что - то древнее, что происходило с вами, возможно, в какой-то из предыдущих жизней. И сейчас музыка рождает воспоминания и желание повторить эти движения вновь. Капоэйра завораживает. Вторая часть занятия в круге (роде) отдаленно напоминает боевой ритуальный танец. В основании круга располагается оркестр из музыкантов и певцов. Музыка и пение вдохновляют игроков на более активное взаимодействие, либо успокаивают их пыл, когда игра становиться слишком «горячей».
Уровни.
В капоэйре есть три ступени. Первая – маландру (переводится как бандит, мошенник). На этом этапе капоэйрист работает на себя, на свои физические данные: совершенствуя силу удара, скорость. Потом появляется - малисия. Этот уровень характерен уже тем, что человек растет как физически, так и умственно. Он начинает понимать, что не обязательно ударить прямо, сильно. Можно сделать обманное движение, заставив партнера дернутся, и провести комбинацию. Это уже ловкость и хитрость, как у лисы: не стоит идти напролом, нужно постараться «переиграть» ситуацию. Третий уровень – мандинга (магия). Это когда человек может работать не только с физическим телом, но и с энергетическим. Он понимает людей, при одном взгляде на человека может определить его намерения, оценить его качества.
Правила.
Поединок капоэйристов проходит в круге (роде). Перед схваткой они садятся друг напротив друга, пожимают руки, и с этого момента начинается игра. Пожатие рук - это обмен энергией и начало психологической борьбы. Соперники проверяют друг друга, определяя по силе пожатия руки, какой будет схватка. Схватку называют «жогой», что в переводе означает «игра». Далее происходит вхождение в круг, сопровождающееся набором разнообразных движений и завершающееся статичной позой. Обычно это стойка на руках. На входе капоэйристы не делают никаких атакующих движений. Они, демонстрируя свои физические возможности, продолжают психологически воздействовать на противника. Игра - это процесс слушанья. Капоэйрист слушает, что предлагает противник, и в зависимости от его действий делает свои комбинации. Они могут быть как защитные, так и атакующие. Игра зависит от уровня подготовленности капоэйриста. У тех, кто занимается два-три года, поединок, как правило, не жесткий. Контакт может быть только по предварительной договоренности. Удары носят демонстрационный характер. Нога, с вложенной силой для удара, замирает в миллиметре от точки его приложения. Таким образом, капоэйрист показывает, что он контролирует свои действия, и если бы нога продолжила своё движение, то была бы серьёзная травма. Это воинское искусство, и в нем есть контакт. В капоэйре нет правил, используются любые удары ногами, руками, пальцами, коленом, головой в любую часть тела. Это могут быть броски, захваты, болевые заломы. Их можно применять и для нападения, и для защиты. Если во время игры удар точно попал в цель и происходит падение противника, игра заканчивается. Игроки встают, проходят по кругу и вновь садятся у входа в круг. Здесь происходит смена соперников, начинается новая схватка.
Рода всецело зависит от музыкального ритма. Жесткий ритм – соответственно будет и жесткая игра с подсечками, ударами, бросками. Во время пения раздаются воинственные выкрики. Это нужно для поддержки игроков, для подбадривания их. Это является эмоциональным фоном в игре и украшением роды.
Развитие.
Капоэйра развивает три аспекта: физический, энергетический и духовный. Под физическим аспектом, подразумевая умение хорошо владеть своим телом, не спасовать при любой сложной ситуации, уметь постоять за себя. Для капоэйриста умение владеть своим телом – это уметь понимать своё тело. Если ты бьёшь ногой, значит, ты бьёшь всем телом. Если бьёшь рукой, то же самое, значит, бьёшь всем телом. У капоэйристов опорой является всё тело. Они стоят не только на ногах. Для них стоять на руках, стоять на ногах, стоять на голове – всё одно и то же. У капоэйристов нет неудобных положений. Если он лёг, ему удобно. Он из этого положения найдет выход, потому что он чувствует своё тело.
Заниматься капоэйрой может совершенно любой человек, нет ограничений ни в возрасте, ни в профессиональной подготовленности. Занятия особенно популярны у молодых девушек, потому что совмещают в себе как танцевальные моменты - пластичность, растяжку, так и боевые моменты, умение постоять за себя. Не многие девушки пойдут на секцию каратэ или секцию самбо. Там достаточно жестко, и в этом есть риск. Особенно для женского организма. Девушка должна быть женственной. Капоэйра - это боевое искусство, где девушка, сохраняя свою женственность, учится самозащите. Но травмы могут иметь место. Мнение Руслана Теймозу, одного из ведущих тренеров капоэйры клуба «INBI», травмы на занятиях - это ошибки преподавателей.
«Я считаю, что нельзя форсировать события, нельзя давать ученику то, что изначально гарантирует получение им травмы. Моё занятие – это разложение сложного движения на мелкие движения. Изучение мелких движений и потом их соединение. Только такой подход помогает избежать травматизма. Это воинское искусство, но на моих занятиях травматизм минимальный».
Возможности.
Группы делятся на начинающие и продолжающие. Начинающие – это те, кто пришел с ноля, и занимаются первый год. Продолжающие – люди, которые занимаются год, два и т. д. Начинающим необходимо выстроить их тело, им нужно дать базу. В группе «продолжающие» ученики на основе базовой техники, продолжают нарабатывать ту технику, которая более естественна для их тела. Ведь есть люди, которые легко садятся на шпагат, а некоторые никогда на него не сядут. Для одних поднять ногу для удара можно в верхнюю точку, для других это не выполнимо и не нужно. Они смогут, продолжив заниматься, наработать ту технику, которая более близка для их тела. Несмотря на то, что группы многочисленны, занятия носят почти индивидуальный характер. Во время занятия тренер подходит к каждому и показывает, над чем ему нужно работать.
Занятия начинаются с разминки, как и все занятия, связанные с физическим развитием тела. Потом делаются базовые элементы, не очень сложные. Элементы, которые не могли бы привести к большой физической нагрузке на суставы, так как тело ещё холодное. Растяжка делается после того, как тело уже достаточно разогрето: на все основные группы мышц и на все основные сухожилия. Растяжка для капоэйриста имеет большое значение. После этого начинают работать в паре, отрабатывать связки. Один делает элемент, другой слушает, делает свой элемент. Таким образом, нарабатывается материал, который можно будет применить в какой-то реальной ситуации. В конце занятия - массовое действие в круге (рода).
Форма для тренировок чем - то отдаленно напоминает форму каратистов: белого цвета куртка и брюки. При входе в зал все снимают обувь и занимаются босиком. Начинающим рекомендуют носить напульсники, чтобы не растянуть лучезапястный сустав. Так же рекомендуют при любом растяжении, если чувствуют боль, помазать мазью и использовать эластичный бинт.
Доступность.
Клуб «INBI» проводит еженедельные открытые воскресные занятия. На них может прийти любой человек, который хотел бы заниматься капоэйрой или которому просто интересно посмотреть.
В практике клуба два-три раза в год приглашение мастеров капоэйры из Бразилии на фестивали. Их проводят для того, чтобы показать людям, что такое капоэйра, привлечь их. На фестивале происходит непосредственное общение с носителем этой культуры. Занятия предназначены для широкого круга людей: как для тех, кто уже занимается, так и для тех, кто пришел впервые. Фестивали- очень хороший толчок для освоения капоэйры. Толчок энергетический, эмоциональный. Человек приходит и видит шоу с высоким эмоциональным напором, этого хватает потом на очень длительный период. Для многих это открытие. После того, как заканчивается рода - воинская игра в круге с ударами и быстрыми движениями, душа раскрывается и требуется танец. Для бразильца танец – это самба. И начинается всеобщая самба! Зрелище это удивительное! Приходите на занятие, и Вы сами убедитесь, что капоэйра – это фейерверк, в котором переплетены в один клубок и бой, и танец, и музыка, и песни, и шутки!
Статья была опубликована в журнале «Самозащита без оружия» № 3(6) в марте 2004г.
Копирование только с разрешения автора – Елены Беликовой!
|