Статьи

Напишите мне

Акробатический рок-н-ролл: и спорт, и танец.

Днем рождения танцевального рок-н-ролла считается 12 апреля 1954 года – день, когда на экраны США вышел фильм с участием Билла Хейли и его знаменитой мелодией «Рок круглые сутки» («Rock around the clock»). Под звуки этой песенки на экране зрители увидели танцующий дуэт. Это было первое парное исполнение рок-н-ролла. Новый вариант танца вскоре начала танцевать вся Америка, а затем и Европа. С 60-х годов стали проводиться самостоятельные конкурсы исполнителей танцевального рок-н-ролла.
Акробатический рок-н-ролл как вид спорта в мире признан с 1977 года и в настоящее время является одним из самых популярных в Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Словакии, Чехии, России и других странах. Уже много лет проходят Чемпионаты Европы и Мира по акробатическому рок-н-роллу, на которых российские спортсмены занимают далеко не последние места.

Рок-н- ролл дословно переводится как: «качайся и крутись». Как объяснить этот перевод? Дело в том, что основной ход рок-н-ролла основан на так называемой «пружинке» - пружинистом движении ног. Это и есть элемент качания. Смысловое значение слова «крутись» – вращайся. Танцевальные фигуры рок-н-ролла насыщены фигурами вращения. Истинный смысл рок-н-ролла - это исполнение танцевальной программы, основанной на основном ходу (пружинка или качение), и танцевальные фигуры, исполняемые в паре или отдельно, с элементами вращения.
В соревнованиях исполнение акробатических фигур, или, как ещё говорят, трюков, строго регламентировано. Они являются украшением выступления, его эмоциональным пиком, но так как акробатический рок-н-ролл - синтез танца и акробатики, следовательно, и танец, и акробатика одинаково значимы при оценке программы.

В России увлечение рок-н-роллом началось в университетской среде. В мае 1986 года Алексей Борисович Голев – отец и основатель акробатического рок-н-ролла в нашей стране, организовал конкурс среди студентов – танцоров рок-н-ролла и хастла. Из участников этого конкурса была сформирована секция акробатического рок-н-ролла при ДСО «Локомотив», а в марте 1987 году прошел первый официальный турнир по рок-н-роллу, победителями которого стали Вячеслав Хлопков и Елена Рябишина. С этого момента акробатический рок-н-ролл в России начинает своё официальное летоисчисление.
За прошедший период акробатический рок-н-ролл пережил качественные изменения. Он изменился социально. В 80-х годах на занятия в клубы приходило в основном студенчество. Танцевать рок-н-ролл было модно, классно. Соревнования проходили в основном среди взрослых людей (18 и старше). Сейчас никуда не уйти оттого, что любой вид спорта выходит из детства, основываясь на сети детско-юношеских спортивных школ. И с 90-х годов рок-н-ролл значительно помолодел. Постепенно организовываются детские группы и начинают проводиться детские соревнования. Наступил момент, когда студент, пришедший в начальную группу, выходит на соревнование и оказывается на одной площадке со спортсменом, который отзанимался уже несколько лет. Понятно, что человек, пришедший заниматься в детском возрасте, исполняет движения на уровне мышечной памяти с отработкой этих движений в течение нескольких лет. Качество исполнения его и студента отличаются «навсегда»!
В нашей стране акробатический рок-н-ролл официально признан видом спорта со всеми вытекающими последствиями: разрядные требования, нормативы, правила соревнований, жесткая структуризация соревнований.
При оценивании танцевальной программы существуют следующие критерии: техника ног, танцевальные фигуры, композиция, общее впечатление. Отдельно оценивается акробатика. Есть определённый перечень акробатических элементов, он изложен в правилах. Каждый элемент имеет свою теоретическую стоимость. Задача судьи - сравнить, как пара исполнила данный акробатический элемент: на высшую теоретическую стоимость либо можно сделать сбавку.
Любой вид спорта живёт за счёт проведения соревнований. Смысл любого спорта и танцевального в частности – это состязательность. Проведение соревнований - это основа того, чтобы вид спорта существовал и развивался. Только на соревнованиях происходит качественный рост спортсмена. Любой танец – это, прежде всего, демонстрация. Демонстрация своих возможностей для кого-то. Публику завораживает энергия, идущая от танцора. Задумайтесь, почему говорят: «Зрелищный вид спорта». Во время соревнования происходит обмен энергий, идущих от танцора в зрительный зал и от восхищенных зрителей к танцору. Совокупность этих энергий и создает ту атмосферу шоу, которая нас, зрителей, восхищает. Танцор, понимающий эту энергию, фокусирующий её на себе, испытывает эмоциональный подъём, способствующий его творческому росту.

Кто может заниматься акробатическим рок-н-роллом? В ведущем московском рок-н-ролл клубе «Центральный» нет никакого специального отбора. Принимают всех желающих, за годы работы в клубе создана уникальная методика подготовки спортсменов. Она позволяет из любого человека, даже не имеющего хореографических данных, сделать приличного спортсмена приличного уровня. Для Елены Ананьевой (Рябишиной), тренера и руководителя клуба, наибольшее удовлетворение в работе - видеть перевоплощение хиленького сколиозного мальчика в стройного юношу с красивой осанкой и физически гармонично развитого.
Группы формируются по возрасту. Принимают детей от 4-х лет, которые прошли тест на координацию. Закрыв глаза, поставив руки в разные стороны и подняв одну ногу, простоять более 10 секунд. Если ребенок выполнил этот простейший тест, значит, он владеет координацией и уже сможет понять начальные моменты при изучении основного хода и основ акробатического рок-н-ролла.
Любая тренировка начинается с бега по периметру зала. Это общеукрепляющее упражнение, которое стимулирует весь организм к получению нагрузки, внутренние органы приводит в состояние готовности получить эту нагрузку. После этого - обязательно разминка, где идет проработка суставов, связок. Затем упражнения на растяжку. Растяжка – это подготовка мышц и связок к дополнительным нагрузкам. После, в зависимости от того, какая тренировка: танцевальная или акробатическая, идет основное занятие.
Если тренировка танцевальная, идёт обязательная техника ног. Это очень красивое групповое упражнение под музыку. Очень зрелищно, когда все делают одинаковые движения: основной ход, игра в ногах, всевозможные продвижения на основном ходу, вращения, перемещения. Это красивая танцевальная разминка. Затем - работа в паре: отработка своих конкурсных программ (схем). Так проходит тренировка у подготовленных спортсменов. В тренировке детей большое внимание уделяется развитию координации и укреплению связок (голеностоп, связки коленного сустава и связки тазобедренного сустава). Основа подготовки детей – это укреплённые связки. Основа подготовки мальчиков – это укрепление мышц поясницы. Это очень важно - качать заднюю поверхность, которая начинается от ахилла и заканчивается на шее. После этого упражнения из подготовки к исполнению основного хода: отработка бросковых движений, перемещений. Заканчивается тренировка обязательной подвижной игрой: эстафеты, игры с мячами. Это нужно для того, чтобы дети получили максимальную двигательную нагрузку.
Если тренировка акробатическая, это так же бег, разминка, растяжка и акробатические упражнения. Сначала индивидуальные акробатические упражнения на матах, на скамейке. Затем отработка акробатических элементов в паре. Всё это - общая акробатическая подготовка, которая возможно не имеет отношения к какому-то конкретному трюку, но такую подготовку должны пройти все дети, занимающиеся в клубе. Основами акробатической подготовки владеют все дети: и мальчики,ё и девочки идеально исполняют кувырки вперёд, назад, в прыжке, крутят колёса, стоят на голове, стоят на руках, ходят на руках. После того как сделана общая акробатика в паре, идет отработка акробатических элементов. Каждый тренер обладает набором подводящих упражнений, элемент разбивается на составляющие, они отрабатываются, затем всё это собирается и потихонечку делается элемент. Делается без музыки, в медленном темпе. Многочисленные повторы при отработке позволяют закрепить всё в мышечной памяти. Только после этого делается темповое исполнение в музыку. Вот так, от простого к сложному идёт тренировочный процесс. Так же большое внимание уделяется прыжковым упражнениям. Они разнообразны и в тренировочном процессе играют основную роль, являясь главным упражнением для голеностопа. Особенно это важно для девочек. Их приход из акробатического элемента всегда идёт на жесткий пол на свои ноги.
Спортклуб, обучающий акробатическому рок-н-роллу, должен иметь площадку с жестким покрытием (зал) для отработки танцевального рок-н-ролла, а также вспомогательный инвентарь для занятий акробатикой: маты, батут, гимнастическую лонжу, резиновую лонжу и оборудованный тренажёрный зал. Когда клуб располагает всем комплексом необходимого оборудования, он может предложить и качественное обучение.

Прийти в рок-н-ролл – это вопрос вкуса. Каждый человек должен для себя решить, что он хочет, что ему нужно. Важно не ошибиться с выбором вида спорта, а чтобы это понять, есть смысл прийти и попробовать!

Статья была опубликована в журналах: "Студия Антре" №4(15) 2004г. и "Фанограф" июль 2005г.
Здесь опубликован сокращенный вариант.

Копирование только с разрешения автора – Елены Беликовой!



Hosted by uCoz